Читать 11 мин

Обучение по охране труда: как провести эффективно и увлекательно

Для многих обучение по охране труда до сих пор воспринимается как скучная обязанность. Однако сегодня это важная составляющая успешной работы любой организации. Поэтому вопрос, как сделать этот процесс не только эффективным, но и увлекательным становится ключевым. В статье рассмотрим современные подходы и методики, которые помогут превратить обучение по охране труда в интересный и полезный опыт для ваших сотрудников.

Почему обучение по охране труда кажется неинтересным?

Обучение по охране труда часто воспринимается сотрудниками как рутинная обязанность. Что обычно думает работник: «Охрана труда — это что-то формальное, скучное, ко мне не относится». В результате, сотрудник, не воспринимающий охрану труда всерьёз, может получить травмы, производственные процессы замедлятся, а общая производительность предприятия снизится.

Но почему так происходит? Наш мозг устроен рационально: он фильтрует информацию, которая кажется неважной. Если человек не видит личной ценности в обучении, он его просто «не запомнит». Причём, недостаточно просто сказать сотруднику, что инструктаж жизненно важен, при разработке и проведении обучения необходимо учитывать особенности восприятия информации современными людьми:

1. Клиповое мышление 

Из-за потребления контента коротких форматов, свойственных социальным сетям, у людей уменьшается среднее время концентрации, что приводит к развитию клипового мышления. Что интересно, оно характерно не только для молодого поколения, но и для более взрослого. Многочасовые лекции или чтение правил «сплошным текстом» вызывают скуку, и мозг перестаёт фокусироваться. Например, сотрудник прокручивает объёмный pdf-документ с инструктажем, запоминая лишь 10-20% информации.

2. Перенасыщение информацией

В современном мире человек ежедневно сталкивается с огромным потоком данных: соцсети, новости, реклама, рабочие задачи, уведомления. Мозг вынужден фильтровать и обрабатывать информацию в режиме многозадачности. Если при прослушивании инструктажа сотрудники постоянно отвлекаются на телефон, то велика вероятность, что они пропустят критически важные правила безопасности.

3. Конкуренция за внимание.

В эпоху цифровых технологий, где каждый день генерируется огромное количество контента, удержание внимания становится сложной задачей. Если обучение по охране труда будет скучным, оно просто останется незамеченным среди общего потока.

4 приёма, которые превратят скучные инструкции в запоминающийся опыт обучения

В мире, где внимание стало дефицитным ресурсом, сотрудники теряют интерес уже через 10 минут монотонного инструктажа, но эти же люди могут потратить дни и месяцы на просмотр сериалов, прохождение игр или зависание в социальных сетях. В чём секрет? Игры и сторителлинг умеют то, чего не могут скучные слайды: они создают эмоциональную вовлеченность, пробуждают азарт и заставляют мозг жаждать «следующего уровня».

Почему бы не использовать эти же приёмы в обучении по охране труда? Сценарное мастерство заставит сотрудника ждать развязки истории, а гейм-дизайн превратит изучение норм безопасности в квест с наградами.

  1. Упаковка: встречают по одёжке. 
    Представьте два блюда из одинаковых ингредиентов: одно подано на обычной тарелке, другое — на тарелке из тончайшего фарфора, с декором и соусом. Пищевая ценность та же, но второе блюдо кажется вкуснее, дороже, важнее, заслуживающим внимания. Так и с информацией: форма подачи определяет её ценность в глазах учащегося. Если курс выглядит как документ 90-х, сотрудник решит: «Компании всё равно — значит, и мне тоже».
  2. Истории как инструмент выживания 
    Наши предки выживали благодаря способности передавать опыт. Рассказы о том, «как дядя племени избежал саблезубого тигра», учили других распознавать опасности без личного риска. Можно сказать, что сказки о запретных местах («не ходи в тёмный лес») заменяли инструктаж по безопасности. Истории упаковывают хаотичный мир в структуру «начало-конфликт-развязка». Это экономит энергию: сюжет о «спасении от пожара» запомнится лучше, чем список правил эвакуации.
  3. Персонажи: учимся на чужих ошибках. 
    Вместо сухих правил — истории с героями, вызывающими симпатию, сочувствие или похожими на самих сотрудников. Например, курс по ГОиЧС в формате квеста «Остаться в живых», в котором учащийся становится персонажем в чрезвычайной ситуации: наводнения, лесного пожара, радиационного заражения, и каждый его шаг — это выбор как поступить, чтобы выбраться из опасности и спасти тех, кто оказался рядом. После каждого шага сотрудник получает обратную связь и продвигается дальше по сюжету. Сухой список правил забудется через час, но сценарий, где сотрудник виртуально «спасает» коллегу из-под завала, останется в памяти как личный опыт.

А познакомиться лучше с данной игровой механикой вы можете, пройдя шуточный мини-курс «Как выжить в зомби-апокалипсисе».

4. Исследование: превращаем рутину в квест.

Наш мозг эволюционно запрограммирован на поиск новизны и полезных ресурсов — это было критически важно для выживания: тысячи лет назад мы выискивали новые тропы, оценивали шелест кустов на предмет угрозы, находили съедобные коренья, и каждый успех подкреплялся «вознаграждением» — дофаминовым всплеском. Этот древний алгоритм можно обратить в пользу безопасности, создав курс в котором сотрудники, исследуют виртуальный офис, находя риски и потенциальные опасности — треснувший экран, перегнутый кабель, после чего узнают, как именно эта трещина могла стать осколком в глазу коллеги. Мозг, запрограммированный на связь «действие-последствие», начинает проецировать эти сценарии на реальность: работник перестаёт загромождать проход коробками, потому что видит их теперь не просто как «временное хранение», а как «завалы, которые блокируют выход при пожаре».

Современные эффективные подходы к обучению

Геймификация

В методе используются игровые элементы для повышения интереса обучающихся. Методика помогает повысить заинтересованность и мотивацию сотрудников, делая учебный процесс более захватывающим и увлекательным. 

Например: В рамках курса по охране труда можно разработать игру, где сотрудники проходят уровни, выполняя задания, связанные с соблюдением правил безопасности. За каждое правильное решение они получают очки, которые можно обменять на реальные бонусы, например, дополнительные дни отпуска.

Кейс-методика

Предполагает изучение конкретных примеров из реальной производственной практики. Позволяет сотрудникам лучше понять, как применять теоретические знания. 

Например: Можно предложить сотрудникам рассмотреть случай аварии на предприятии, проанализировать причины происшествия и предложить меры по предотвращению подобных инцидентов в будущем.

Технологии виртуальной реальности (VR)

Позволяют создавать реалистичные симуляции опасных условий, давая возможность сотрудникам тренироваться в безопасной среде. Основные преимущества VR-тренингов: погружение в реальную обстановку, реалистичное моделирование, индивидуальная настройка.

Например: Для обучения правилам поведения при пожаре можно создать VR-сценарий, где сотруднику нужно выбрать правильный путь эвакуации и воспользоваться средствами пожаротушения.

Микрообучение

Кратковременные, легко усваиваемые уроки. Микрообучение подразумевает разделение больших объёмов информации на короткие фрагменты. 

Например: Вместо длительного курса по электробезопасности можно разбить материал на серию пятиминутных видеоуроков, объясняющих правила работы с электрическим оборудованием.

Мобильные приложения

Формат подачи данных через приложение обеспечивает постоянный доступ к материалам, гибкость и интеграцию с рабочим процессом, а также возможность сразу же применять полученные знания на практике.

Например: Приложение с короткими уроками по безопасности на высоте позволяет работникам освежить знания непосредственно перед началом смены.

Читайте также:

Геймификация в обучении по охране труда: задачи, принципы и практическое применение

10.02.2025
Читайте также:

Практическое применение технологий VR и AR в обучении по охране труда: что нужно знать

05.03.2025

Инструменты для внедрения современных подходов к обучению

Охрана труда часто ассоциируется с бесконечными инструкциями, которые никто не читает, и плакатами, на которые никто не смотрит. Но можно превратить скучные параграфы в увлекательный досуг. 

1. Креатив вместо скучных инструкций

Что, если переложить правила на язык пословиц и поговорок? Такой формат сразу делает информацию живой, ассоциативно близкой и легко запоминающейся. Пословицы и поговорки — часть коллективной памяти. Их ритм и структура мгновенно вызывают узнаваемость, а значит, повышают доверие к информации. Правила в такой форме воспринимаются как «совет от предков», что усиливает их значимость.

Сборник поговорок по охране труда от Академии EcoStandard group

2. Мнемотехника через рифму и ритм

Идея соединить классическую литературу с правилами безопасности через стилизации под великих поэтов — это ход на стыке образования, искусства и популяризации культуры. Такой формат не только креативен, но и социально важен, особенно в контексте растущего интереса к искусству и ностальгии по «золотому веку» русской словесности.

С точки зрения эффективности данного подхода: мозг легче запоминает информацию, упакованную в знакомые литературные формы — правила, написанные в стихах. 

3. Ностальгия и ретро-тренды

Советские плакаты по охране труда часто использовали яркие метафоры («Не зевай — каску надевай!»), а не сухие приказы. Юмор и образность снижают сопротивление и делают правила «дружелюбными».

Оформление работает сразу на две аудитории:

  • старшее поколение видит в страницах с лубочными красками и добрыми персонажами отсылку к молодости, когда «охрана труда была в почёте»;
  • молодёжь ловит эстетику ретро, модную в дизайне, и через иронию или любопытство вовлекается в тему.

 

Почему это работает в 2025 году?

  • тренд на Edutainment (обучение через развлечение): люди устали от клипового контента, хотят глубины, но в лёгкой форме;
  • ностальгия как тренд: ретро-графика и цитаты классиков — способ вернуть «эпоху смыслов» в цифровой шум;
  • соцсети: такие открытки идеальны для виральности, представьте социальную сеть, где работник завода читает «Пушкинский сонет о касках» под смех и одобрение коллег.

Как оценить эффективность обучения

Пирамида Киркпатрика — это модель оценки эффективности обучения, разработанная Дональдом Киркпатриком в середине XX века. Она широко используется в корпоративном обучении и образовательных программах для оценки влияния тренингов и учебных мероприятий на результаты деятельности компаний. 

Уровень 1. Реакция 

Первый уровень оценивает восприятие участниками учебного мероприятия. Понравилось ли участникам обучение? Было ли оно полезным и интересным? Планируют ли участники использовать полученные знания на практике? 

Как оценить: анкеты обратной связи и устные отзывы после обучения.

Уровень 2. Обучение

«Я не умел, а теперь умею». Здесь проверяются полученные знания, навыки и умения, приобретённые в ходе обучения, и изменились ли установки и отношение участников к изучаемым вопросам. 

Как оценить: тестирования, выполнение итоговых работ, опросы после обучения.

Уровень 3. Поведение

Оценивается, изменилось ли поведение участников после завершения обучения. 

Как оценить: наблюдение за работниками: применяют ли они новые знания и навыки на своём рабочем месте и произошли ли изменения в их повседневной работе.

Уровень 4. Результат

Высший уровень оценивает влияние обучения на организацию в целом. Анализируются: Как изменилась производительность? Снизилась ли текучесть кадров?

Улучшилось ли качество продукции или услуг? 

Как оценить: Выявить влияние обучения на бизнес-показатели непросто, ведь трудно определить, что именно привело к конкретным изменениям, так как на показатели влияет множество факторов. Однако можно выделить ключевые показатели роста бизнеса, среди которых:

  • снижение количества несчастных случаев;
  • снижение затрат на компенсации и штраф;
  • увеличение производительности;
  • улучшение репутации компании;
  • снижение текучести кадров.
Была ли эта статья полезна?
0
0

Оставить комментарий