Почему обучение по охране труда кажется неинтересным?
Обучение по охране труда часто воспринимается сотрудниками как рутинная обязанность. Что обычно думает работник: «Охрана труда — это что-то формальное, скучное, ко мне не относится». В результате, сотрудник, не воспринимающий охрану труда всерьёз, может получить травмы, производственные процессы замедлятся, а общая производительность предприятия снизится.
Но почему так происходит? Наш мозг устроен рационально: он фильтрует информацию, которая кажется неважной. Если человек не видит личной ценности в обучении, он его просто «не запомнит». Причём, недостаточно просто сказать сотруднику, что инструктаж жизненно важен, при разработке и проведении обучения необходимо учитывать особенности восприятия информации современными людьми:
1. Клиповое мышление
Из-за потребления контента коротких форматов, свойственных социальным сетям, у людей уменьшается среднее время концентрации, что приводит к развитию клипового мышления. Что интересно, оно характерно не только для молодого поколения, но и для более взрослого. Многочасовые лекции или чтение правил «сплошным текстом» вызывают скуку, и мозг перестаёт фокусироваться. Например, сотрудник прокручивает объёмный pdf-документ с инструктажем, запоминая лишь 10-20% информации.
2. Перенасыщение информацией
В современном мире человек ежедневно сталкивается с огромным потоком данных: соцсети, новости, реклама, рабочие задачи, уведомления. Мозг вынужден фильтровать и обрабатывать информацию в режиме многозадачности. Если при прослушивании инструктажа сотрудники постоянно отвлекаются на телефон, то велика вероятность, что они пропустят критически важные правила безопасности.
3. Конкуренция за внимание.
В эпоху цифровых технологий, где каждый день генерируется огромное количество контента, удержание внимания становится сложной задачей. Если обучение по охране труда будет скучным, оно просто останется незамеченным среди общего потока.
4 приёма, которые превратят скучные инструкции в запоминающийся опыт обучения
В мире, где внимание стало дефицитным ресурсом, сотрудники теряют интерес уже через 10 минут монотонного инструктажа, но эти же люди могут потратить дни и месяцы на просмотр сериалов, прохождение игр или зависание в социальных сетях. В чём секрет? Игры и сторителлинг умеют то, чего не могут скучные слайды: они создают эмоциональную вовлеченность, пробуждают азарт и заставляют мозг жаждать «следующего уровня».
Почему бы не использовать эти же приёмы в обучении по охране труда? Сценарное мастерство заставит сотрудника ждать развязки истории, а гейм-дизайн превратит изучение норм безопасности в квест с наградами.
- Упаковка: встречают по одёжке.
Представьте два блюда из одинаковых ингредиентов: одно подано на обычной тарелке, другое — на тарелке из тончайшего фарфора, с декором и соусом. Пищевая ценность та же, но второе блюдо кажется вкуснее, дороже, важнее, заслуживающим внимания. Так и с информацией: форма подачи определяет её ценность в глазах учащегося. Если курс выглядит как документ 90-х, сотрудник решит: «Компании всё равно — значит, и мне тоже». - Истории как инструмент выживания
Наши предки выживали благодаря способности передавать опыт. Рассказы о том, «как дядя племени избежал саблезубого тигра», учили других распознавать опасности без личного риска. Можно сказать, что сказки о запретных местах («не ходи в тёмный лес») заменяли инструктаж по безопасности. Истории упаковывают хаотичный мир в структуру «начало-конфликт-развязка». Это экономит энергию: сюжет о «спасении от пожара» запомнится лучше, чем список правил эвакуации. - Персонажи: учимся на чужих ошибках.
Вместо сухих правил — истории с героями, вызывающими симпатию, сочувствие или похожими на самих сотрудников. Например, курс по ГОиЧС в формате квеста «Остаться в живых», в котором учащийся становится персонажем в чрезвычайной ситуации: наводнения, лесного пожара, радиационного заражения, и каждый его шаг — это выбор как поступить, чтобы выбраться из опасности и спасти тех, кто оказался рядом. После каждого шага сотрудник получает обратную связь и продвигается дальше по сюжету. Сухой список правил забудется через час, но сценарий, где сотрудник виртуально «спасает» коллегу из-под завала, останется в памяти как личный опыт.
А познакомиться лучше с данной игровой механикой вы можете, пройдя шуточный мини-курс «Как выжить в зомби-апокалипсисе».
4. Исследование: превращаем рутину в квест.
Наш мозг эволюционно запрограммирован на поиск новизны и полезных ресурсов — это было критически важно для выживания: тысячи лет назад мы выискивали новые тропы, оценивали шелест кустов на предмет угрозы, находили съедобные коренья, и каждый успех подкреплялся «вознаграждением» — дофаминовым всплеском. Этот древний алгоритм можно обратить в пользу безопасности, создав курс в котором сотрудники, исследуют виртуальный офис, находя риски и потенциальные опасности — треснувший экран, перегнутый кабель, после чего узнают, как именно эта трещина могла стать осколком в глазу коллеги. Мозг, запрограммированный на связь «действие-последствие», начинает проецировать эти сценарии на реальность: работник перестаёт загромождать проход коробками, потому что видит их теперь не просто как «временное хранение», а как «завалы, которые блокируют выход при пожаре».
Современные эффективные подходы к обучению
Геймификация
В методе используются игровые элементы для повышения интереса обучающихся. Методика помогает повысить заинтересованность и мотивацию сотрудников, делая учебный процесс более захватывающим и увлекательным.
Например: В рамках курса по охране труда можно разработать игру, где сотрудники проходят уровни, выполняя задания, связанные с соблюдением правил безопасности. За каждое правильное решение они получают очки, которые можно обменять на реальные бонусы, например, дополнительные дни отпуска.
Кейс-методика
Предполагает изучение конкретных примеров из реальной производственной практики. Позволяет сотрудникам лучше понять, как применять теоретические знания.
Например: Можно предложить сотрудникам рассмотреть случай аварии на предприятии, проанализировать причины происшествия и предложить меры по предотвращению подобных инцидентов в будущем.
Технологии виртуальной реальности (VR)
Позволяют создавать реалистичные симуляции опасных условий, давая возможность сотрудникам тренироваться в безопасной среде. Основные преимущества VR-тренингов: погружение в реальную обстановку, реалистичное моделирование, индивидуальная настройка.
Например: Для обучения правилам поведения при пожаре можно создать VR-сценарий, где сотруднику нужно выбрать правильный путь эвакуации и воспользоваться средствами пожаротушения.
Микрообучение
Кратковременные, легко усваиваемые уроки. Микрообучение подразумевает разделение больших объёмов информации на короткие фрагменты.
Например: Вместо длительного курса по электробезопасности можно разбить материал на серию пятиминутных видеоуроков, объясняющих правила работы с электрическим оборудованием.
Мобильные приложения
Формат подачи данных через приложение обеспечивает постоянный доступ к материалам, гибкость и интеграцию с рабочим процессом, а также возможность сразу же применять полученные знания на практике.
Например: Приложение с короткими уроками по безопасности на высоте позволяет работникам освежить знания непосредственно перед началом смены.
Инструменты для внедрения современных подходов к обучению
Охрана труда часто ассоциируется с бесконечными инструкциями, которые никто не читает, и плакатами, на которые никто не смотрит. Но можно превратить скучные параграфы в увлекательный досуг.
1. Креатив вместо скучных инструкций
Что, если переложить правила на язык пословиц и поговорок? Такой формат сразу делает информацию живой, ассоциативно близкой и легко запоминающейся. Пословицы и поговорки — часть коллективной памяти. Их ритм и структура мгновенно вызывают узнаваемость, а значит, повышают доверие к информации. Правила в такой форме воспринимаются как «совет от предков», что усиливает их значимость.
Сборник поговорок по охране труда от Академии EcoStandard group
2. Мнемотехника через рифму и ритм
Идея соединить классическую литературу с правилами безопасности через стилизации под великих поэтов — это ход на стыке образования, искусства и популяризации культуры. Такой формат не только креативен, но и социально важен, особенно в контексте растущего интереса к искусству и ностальгии по «золотому веку» русской словесности.
С точки зрения эффективности данного подхода: мозг легче запоминает информацию, упакованную в знакомые литературные формы — правила, написанные в стихах.
3. Ностальгия и ретро-тренды
Советские плакаты по охране труда часто использовали яркие метафоры («Не зевай — каску надевай!»), а не сухие приказы. Юмор и образность снижают сопротивление и делают правила «дружелюбными».
Оформление работает сразу на две аудитории:
- старшее поколение видит в страницах с лубочными красками и добрыми персонажами отсылку к молодости, когда «охрана труда была в почёте»;
- молодёжь ловит эстетику ретро, модную в дизайне, и через иронию или любопытство вовлекается в тему.

Почему это работает в 2025 году?
- тренд на Edutainment (обучение через развлечение): люди устали от клипового контента, хотят глубины, но в лёгкой форме;
- ностальгия как тренд: ретро-графика и цитаты классиков — способ вернуть «эпоху смыслов» в цифровой шум;
- соцсети: такие открытки идеальны для виральности, представьте социальную сеть, где работник завода читает «Пушкинский сонет о касках» под смех и одобрение коллег.
Как оценить эффективность обучения
Пирамида Киркпатрика — это модель оценки эффективности обучения, разработанная Дональдом Киркпатриком в середине XX века. Она широко используется в корпоративном обучении и образовательных программах для оценки влияния тренингов и учебных мероприятий на результаты деятельности компаний.

Уровень 1. Реакция
Первый уровень оценивает восприятие участниками учебного мероприятия. Понравилось ли участникам обучение? Было ли оно полезным и интересным? Планируют ли участники использовать полученные знания на практике?
Как оценить: анкеты обратной связи и устные отзывы после обучения.
Уровень 2. Обучение
«Я не умел, а теперь умею». Здесь проверяются полученные знания, навыки и умения, приобретённые в ходе обучения, и изменились ли установки и отношение участников к изучаемым вопросам.
Как оценить: тестирования, выполнение итоговых работ, опросы после обучения.
Уровень 3. Поведение
Оценивается, изменилось ли поведение участников после завершения обучения.
Как оценить: наблюдение за работниками: применяют ли они новые знания и навыки на своём рабочем месте и произошли ли изменения в их повседневной работе.
Уровень 4. Результат
Высший уровень оценивает влияние обучения на организацию в целом. Анализируются: Как изменилась производительность? Снизилась ли текучесть кадров?
Улучшилось ли качество продукции или услуг?
Как оценить: Выявить влияние обучения на бизнес-показатели непросто, ведь трудно определить, что именно привело к конкретным изменениям, так как на показатели влияет множество факторов. Однако можно выделить ключевые показатели роста бизнеса, среди которых:
- снижение количества несчастных случаев;
- снижение затрат на компенсации и штраф;
- увеличение производительности;
- улучшение репутации компании;
- снижение текучести кадров.