Читать 13 мин

Геймификация в обучении по охране труда: задачи, принципы и практическое применение

Традиционные методы обучения ОТиПБ часто воспринимаются работниками как формальность и редко обеспечивают глубокое усвоение материала. Однако, когда на помощь приходят игровые форматы, ситуация кардинально меняется. Геймификация не только делает процесс обучения увлекательным, но и помогает повысить эффективность усвоения материала и сформировать устойчивые навыки безопасного поведения на производстве. Как геймификация помогает в обучении, какие задачи решает и в чём преимущества такого подхода — в статье.

Геймификация как способ повышения эффективности обучения

Основная цель системы охраны труда направлена на обеспечение безопасности и защиту здоровья сотрудников во время выполнения их профессиональных обязанностей. Однако традиционное обучение правилам охраны труда и промышленной безопасности нередко воспринимается формально, хотя именно качество усвоения этих знаний напрямую влияет на безопасность производственных процессов. Недостаточное понимание правил безопасности часто приводит к несчастным случаям на производстве. 

Повысить вовлечённость сотрудников в процесс обучения и сделать его более эффективным помогает геймификация.

Геймификация — это использование игровых элементов и механик за пределами игрового контекста, то есть геймификация — это то, что легко можно трансформировать в подачу любого обучающего материала, при этом не изменяя сам обучающий материал.

Внедрение игровых практик в процесс обучения по охране труда показывает высокую результативность. Форматы викторин, настольных игр, онлайн-симуляций и других игровых решений повышают интерес сотрудников к обучению и способствуют лучшему усвоению информации. Такой подход помогает развивать как профессиональные компетенции, так и личностные качества, что в итоге работает на достижение цели минимизации производственного травматизма.

Поэтому современные компании всё чаще дополняют классические методы обучения (лекции, тренинги) игровыми элементами, адаптируя их под специфику своей отрасли и актуальные задачи.

Как работает игровой подход в обучении

Перед внедрением геймификации необходимо выявить и проанализировать ключевые факторы, препятствующие эффективному вовлечению персонала в процесс обучения по охране труда и формирование культуры безопасности. Идентификация основных барьеров и проблемных зон позволит более точно определить направления применения игровых методик и их потенциальную результативность. Выделяют 4 основных барьера.

1. Трудная для восприятия информация 

Обучение по охране труда и промышленной безопасности (ОТиПБ) основаны на большом количестве различных технологических и регламентирующих процессах, что затрудняет её понимание.

2. Повторяющийся контент

Обучающие материалы из раза в раз одни и те же, что вызывает скуку, снижает интерес и мотивацию к обучению.

3. Однообразная подача материала

Монотонное изложение информации не способствует её запоминанию и усвоению.

4. Отсутствие желания обучаться

Занятия проходят в рабочее время, что мешает выполнению трудовых обязанностей. Это, в свою очередь, снижает интерес к обучению из-за дополнительных временных затрат, а также усугубляется первыми тремя пунктами.

Первые 3 барьера можно изменить относительно легко, упростив информацию и выбрав более удачный формат её подачи. Однако с четвёртым пунктом часто возникают сложности, и в этом случае может помочь игровой подход. 

Ещё в прошлом столетии было доказано, что только игровые форматы обучения гораздо эффективнее классических методов, таких как лекция, тренинг, система дистанционного обучения и других.

Через разделение подаваемой информации люди лучше запоминают её, так как при этом они не просто наблюдают, а сами активно участвуют в процессе обучения. Исследования показывают, что человек запоминает гораздо больше, когда сам вовлечён в процесс, становясь его непосредственным участником. Об этом наглядно свидетельствует пирамида обучения Эдгара Дейла.

Игровой формат — это:

  • Безопасная среда, через которую можно смоделировать и отработать алгоритмы действий при различных авариях и несчастных случаях на предприятии.
  • Персонажи, то есть участники игрового обучения. Как правило, сотрудники играют не от своих собственных имён, а либо от героев игры, либо в командах, у которых есть названия. Таким образом фокус ответственности за принятие правильных и неправильных решений в игре смещается с личности участника и даёт игроку некую свободу и лёгкость. Ведь проиграл не сотрудник, а некий персонаж или команда.
  • Краткость изложения информации. За счёт этого сокращается количество обучающего текста, снижается сложность восприятия. В игре используется только суть тематики, нет «воды».
  • Визуализация — это ключевой параметр любой игры. От визуализации зависит 50% успеха игры. На аспекте визуализации включается сразу несколько чувств — любопытство, интерес, симпатия или антипатия относительно цветовой палитры игрового поля, карточек, фигурок, фишек и прочих игровых элементов. Любой текст в игре можно и нужно визуализировать в виде фото, графических рисунков, иконок и пр. В идеале — картинка + тезис.
  • Эмоции игроков — ещё один ключевой момент, который определяет степень вовлечения не просто в игру, а в тематику игры, то есть в обучающий материал. Благодаря эмоциональному фону материал запоминается гораздо легче и держится в памяти гораздо дольше, чем классические форматы. Через пережитые эмоции пройденный материал даже вспоминается быстрее.

Таким образом, преимущество игровых подходов заключается в следующем:

  • снимают напряжение у аудитории;
  • упрощают восприятие и усвоение информации;
  • уравнивают всех вне зависимости от должности;
  • обеспечивают высокую вовлеченность в процесс;
  • повышают мотивацию на обучение;
  • выявляют личностные качества участников;
  • показывают эффективность коммуникаций;
  • помогают вывести на один уровень знаний;
  • создают баланс между обучением и реальной деятельностью.

Элементы и принципы геймификации

Геймификацию можно и нужно использовать в таких форматах обучения, как:

  • лекция;
  • тренинг;
  • мастер-класс;
  • стратегическая сессия;
  • вебинар, курс в системе дистанционного обучения;
  • мобильное приложение;
  • VR;
  • 3D-тренажеры и т.д.

Суть геймификации заключается в использовании элементов:

  • баллы (очки);
  • рейтинги (мера популярности кого-либо или чего-либо);
  • бейджи (значки).

Баллы. Они указывают пользователю на его развитие и прогресс в игре или обучении. С их помощью можно дать количественную, измеряемую обратную связь пользователю. Это самый простой и распространённый элемент геймификации. Очки можно получать, терять, копить и конвертировать.

Рейтинги. Задача рейтингов — давать обратную связь пользователю за счёт сопоставления его показателей с показателями других. Они отображают неограниченный круг особо отличившихся пользователей, ранжируя их на основе определённого параметра. Рейтинги можно конвертировать и демонстрировать.

Бейджи. Задача бейджей — давать качественную, содержательную обратную связь пользователю, подчёркивая его особые достижения в игре. Бейджи выделяют те заслуги пользователя, которые, сложно или нельзя измерить количественно. Наличие бейджей показывает игроку, что важен не только факт проделанной в игре работы, но и её качество. Бейджи можно получать, искать, конвертировать, копить и коллекционировать.

В базовой триаде элементов геймификации есть действие, которое повторяется. И это — конвертация баллов, рейтингов и бейджей. Конвертация позволяет обменять заработанные игровые награды в виртуальные или реальные подарки, что в свою очередь подогревает интерес и мотивацию к последующему участию в игровых форматах.

Монетизация наград в призы — один из принципов геймификации. Она должна иметь разные инструменты для разных категорий сотрудников в зависимости от должности, возраста, игрового опыта, целей и задач. 

Игровые элементы геймификации должны назначаться участникам обучения только за выполнение практических заданий. Если геймификация используется не в моменте, то есть не разово (например, один тренинг), а носит периодический характер, то тогда выполняется и третье правило — интеграция в рабочий процесс. Например, геймификация применяется при всех видах обучения охране труда в течение года, по итогам которого победители получают подарки.

Как уже ранее говорилось, геймификация — очень простой инструмент. Его уникальность заключается в легком исполнении и быстрой трансформации под нужды конкретного обучения. В отличие от игр её можно сделать своими руками.

Помним, что человек любит глазами и визуализации является определяющей силой в процессе вовлечения в ОТиПБ.

Примеры игровых решений

Профигра — это метод решения профессиональных задач, в основе которого лежат игровые инструменты и механики, которые визуально оформлены, имеют ограничение по количеству игроков, времени и пространства, а также решают конкретные задачи по определённым темам. Проще говоря, это готовый продукт. А его создание и изменение потребует значительных ресурсов.

В ОТиПБ применяют следующие игровые решения:

  • викторины;
  • квесты;
  • настольные игры;
  • ментально-ролевые игры;
  • чемпионаты/турниры;
  • марафоны;
  • VR, AR;
  • онлайн-игры.

Викторины и квесты являются самыми распространёнными игровыми форматами, которые используются в обучении ОТиПБ. Но у этих форматов есть один существенный минус — их нельзя провести дважды для одной и той же аудитории. Задания в них необходимо менять каждый раз. Такие простые игровые механики можно делать и в специальных приложениях с готовой геймификацией.

В игры викторинного типа можно поиграть перейдя по Qr-коду.

Последние два года набрали обороты настольные игры по разным тематикам. Они бывают с игровыми полями и полностью карточные. Также есть и ментально-ролевые игры — это когда игроки играют от ролей, но нет никаких физических игровых элементов. Чемпионаты и турниры — тоже не редкое явление, причём в них используются готовые настольные игры. Марафоны проходят в течение нескольких дней или периодически в течение всего года.

Цифровые решения для обучения в ОТиПБ сегодня — это норма. Никого не удивишь виртуальной и дополненной реальностью. Данные инструменты прочно вошли в нашу жизнь. На подходе применение искусственного интеллекта для создания игр — игровых механик и дизайна.

Надо помнить, что цифровой помощник будет только тогда эффективным, когда вы будете в него загружать корректную информацию и задавать правильно вопросы.

В мировой практике используется весь спектр игровых подходов в ОТиПБ, как и в России. Для очного обучения в большей степени применяются форматы с простыми игровыми механиками, такими, как викторины, квесты, головоломки. За рубежом также популярны коучинговые подходы в виде бесед по безопасности, сторителлинг. Среди цифровых подходов активно используются VR.

Сторителлинг — это создание цепляющих историй, которые позволяют привлечь внимание человека путём воздействия на его эмоции, чувства.

Нужно понимать, что игровые подходы в ОТиПБ возникли не сейчас и даже не десять лет назад. Они были ещё в прошлом столетии. В СССР были порождающие игры.

Порождающие игры — это метод раскрытия творческого потенциала, обучения принятию решений в ситуации неопределённости и построению сценариев личной жизни и жизни организационных систем.

 

Они позволяют управлять процессами, связанными со знаниями: их созданием, разделением и сохранением. В процессе таких игр более опытные участники делятся своими знаниями с менее опытными, происходит структурирование знаний, возникает новое понимание решаемых в ходе профессиональной деятельности задач. Если перевести на «язык безопасности», то в игровом формате разыгрывались различные ситуации, аварии, НС, и участники находили решения с помощью наставников — опытных коллег-специалистов. Применение этих игр ведёт к устойчивому навыку опережать опасные события, повышая готовность к действиям в сложных ситуациях жизни.

Так как я нахожусь в постоянном поиске новых игровых подходов, то попробовала даже иммерсивное шоу — одна из популярных форм современного интерактивного театра, где зрителя «погружают» в разворачивающееся действие. Я попробовала облегчённый вариант, когда актёры ведут диалоги, а участники от имениперсонажей дискутируют. 

Коллегам зашла такая подача, так как всю информацию они воспринимали на слух, находясь в светонепроницаемых масках. Это позволяло им ни на что не отвлекаться, а быть сосредоточенными и погружёнными в процесс происходящего действия. 

Если делать иммерсив по всем правилам театрального жанра, то его бюджет может исчисляться суммой с шестью нулями. Тем не менее я планирую трансформировать этот инструмент с помощью цифровых технологий и сделать его доступным для всех.

В ближайшее время будут набирать обороты игровые подходы, сочетающие в себе варианты настольных игр с использованием цифровых подходов — дополненная реальность, цифровые помощники и умная колонка.

Если вы намерены создавать самостоятельно игровые форматы, изучите информацию в интернете, используйте ИИ или почитайте специализированную литературу. Много полезных материалов и книг можно найти на сайте Сообщества Safety games 360.

Изображение обложки от freepic.

Была ли эта статья полезна?
0
0

Оставить комментарий