Читать 5 мин

Нужно ли отдавать обеспечение работников СИЗ на аутсорсинг

Передача закупки и выдачи СИЗ на аутсорсинг — это стратегическое решение, которое позволяет компаниям повысить эффективность, снизить затраты и обеспечить сотрудников качественной продукцией. Однако для успешного внедрения важно правильно выстроить контроль и учёт. Своим опытом делится один из лидеров лесопромышленной отрасли — группа «Свеза», которая уже несколько лет успешно использует эту модель.

Что такое аутсорсинг обеспечения работников СИЗ

В соответствии с п.6 Приказа Минтруда России от 29.10.2021 № 766н (далее — приказ № 766н) допускается обеспечение работников СИЗ по договору со специализированной организацией, в том числе по договору аутсорсинга. 

Аутсорсинг представляет собой процесс передачи отдельных производственных задач сторонней организации, оказывающей услуги в соответствующей области, на возмездной договорной основе. Он широко применяется в различных сферах деятельности. 

Аутсорсинг в сфере обеспечения СИЗ — комплексная услуга, позволяющая передать функции, связанные с приобретением, выдачей, ведением личных карточек, а в отдельных случаях, стиркой и ремонтом спецодежды, своевременной заменой СИЗ на предприятии.

Обязанности работодателя по обеспечению работников СИЗ перечислены в п.10 приказа № 766н. Некоторые из обязанностей работодателя возможно передать на аутсорсинг. 

Однако аутсорсинг комплексного обеспечения СИЗ не для всех предприятий является подходящим форматом. Наибольший экономический эффект достигается в производственных и добывающих компаниях со штатом от 300 человек, где:

  • широкий перечень используемых средств индивидуальной защиты;
  • постоянный рост и обновление кадрового состава;
  • существует потенциал для расширения цифровых технологий.

Как эффективно отдать обеспечение работников СИЗ на аутсорсинг

Рассмотрим на примере лесопромышленной группы «Свеза», которая насчитывает в своём штате несколько тысяч сотрудников. Комбинаты компании расположены в семи регионах страны от Санкт-Петербурга до Тюмени. До перехода на аутсорсинг каждая площадка самостоятельно управляла закупкой, выдачей и хранением СИЗ. За планирование, приём и хранение отвечали кладовщики на каждом комбинате. 

Однако этот процесс имел ряд недостатков: 

  • накопление неликвидных СИЗ;
  • неравномерная комплектация работников;
  • сложность учёта. 

Кроме того, большой перечень номенклатур затруднял поддержание необходимого объёма для получения в рамках закупок более выгодных предложений.

В начале 2010-х компания начала искать пути оптимизации и протестировала новый подход: к задаче по комплектации и выдаче средств индивидуальной защиты был привлечён специализированный подрядчик. 

Что модернизировали:

  1. Оплата аутсорсеру стала производиться только за выданные работнику СИЗ, а не за их складские запасы;
  2. Передали учёт, анализ рынка и договора с поставщиками компании-подрядчику;
  3. Обеспечили оперативность поступления СИЗ на производство (особенно это помогло при уходе иностранных производителей и необходимости срочного импортозамещения).
  4. Предоставили возможность работникам выбора СИЗ из утверждённого для них списка, подходящих для каждого по модели, нужного размера.

Пилотный проект на одной из площадок подтвердил эффективность такого решения. Это позволило: 

  • снизить затраты на приобретение и хранение СИЗ;
  • автоматизировать процессы;
  • содействовать более эффективному планированию и прогнозированию будущих расходов компании;
  • перераспределить функций кладовщиков в рамках оптимизации процессов;
  • обеспечить соответствие нормативным требованиям и минимизировать риски возникновения претензий со стороны контрольно-надзорных органов в отношении выдачи или соответствия СИЗ.

Как не потерять контроль при передаче функций на аутсорсинг

Порядок обеспечения работников СИЗ должен включать предупредительно-плановый характер закупки (аутсорсинга) СИЗ, порядок выдачи, эксплуатации (использования), входного контроля, хранения, ухода (обслуживания), вывода из эксплуатации и утилизации СИЗ согласно п.78 приказа № 766н.

Как и любая бизнес-модель, аутсорсинг имеет свои нюансы. Основной риск — потеря контроля.

Чтобы этого избежать, важно: 

  • заключать долгосрочный контракт с чёткими KPI и системой мониторинга;
  • использовать цифровые платформы для учёта, информирования работников и выдачи СИЗ;
  • регулярно пересматривать номенклатуру;
  • контролировать процесс передачи запасов СИЗ и подготовку складов для работы подрядчика;
  • грамотно подходить к выбору компании-подрядчика (если у компании несколько филиалов, важно, чтобы они работали по единой системе);
  • проработать вопросы доступа: если в компании закрытый контур данных, важно заранее наладить обмен информацией с аутсорсером, иначе выдача может замедлиться.

Что будет, если отказаться от аутсорсинга

При отказе от аутсорсинга закупки и выдачи СИЗ предприятие может столкнуться с рядом проблем:

  • повышенной нагрузкой на внутренние службы — дополнительный объём задач ложится на сотрудников отделов охраны труда, снабжения и складов;
  • сложностями в планировании и закупках — приходится самостоятельно прогнозировать потребности, договариваться с поставщиками и учитывать специфику размеров; 

В случае необходимости закупки не складской модели, а специализированного пошива, увеличиваются риски при смене коллекции, что также осложняет планирование объёмов, контроль стоимости и сроков поставок.

  • риски накопления неликвидов — без системного анализа возможны излишние закупки или нехватка нужных позиций. 

Особенно важно следить за сроками годности СИЗ, так как средства защиты с истёкшим сроком годности больше не могут быть использованы и станут неликвидом, который останется на балансе предприятия.

Практика показывает, что возвращение к внутреннему управлению обеспечением СИЗ часто приводит к росту издержек и снижению эффективности. Оптимизация этих процессов через аутсорсинг позволяет не только сократить расходы, но и улучшить снабжение сотрудников необходимыми средствами защиты.

Была ли эта статья полезна?
0
0

Оставить комментарий