Кто такие внутренние тренеры
Можно выделить три основных подхода компаний с точки зрения внедрения и формирования культуры безопасности:
- привлечение консалтинговых компаний;
- формирование команды внутренних тренеров;
- комбинированный подход.
Сегодня многие компании отказываются от полного консалтинга в пользу смешанной модели, в которой внешние или внутренние консультанты играют важную роль в запуске процесса и разработке методологии, а тренеры продолжают его активное развитие. Эта модель демонстрирует наибольшую эффективность.
Внутренние тренеры — это сотрудники компании, которых на короткий период освобождают от своих основных обязанностей для обучения и передачи корпоративных знаний и ценностей своим коллегам. Конечно, возможно совмещать выполнение своих основных обязанностей с передачей корпоративных знаний и ценностей, но первый вариант наиболее эффективный.
Внутренние тренеры становятся носителями корпоративной культуры, стандартов и лучших практик. Роль внутренних тренеров особенно значима в контексте развития культуры безопасности.
Главные преимущества развития компетенций внутренних тренеров
- Знание специфики компании: внутренние тренеры знают нюансы рабочих процессов и корпоративной среды;
- Долгосрочный эффект: тренеры остаются носителями знаний в компании и продолжают поддерживать культуру безопасности даже после завершения проектов с консалтингом;
- Экономичность: этот подход обходится дешевле, чем постоянное сопровождение внешних консультантов;
- Инструмент развития персонала: институт внутренних тренеров позволяет мотивировать сотрудников и способствует их профессиональному развитию.
Задачи внутренних тренеров
Внутренние тренеры на предприятии выступают в качестве проводников для внедрения различных инструментов. Они знают не только инструменты, которые внедряют, но и разбираются в тонкостях и особенностях самой компании, что недоступно для внешних коучей.
Тренер берёт на себя работу с конкретным подразделением, назначенным руководителем. Индивидуально взаимодействуя с каждым сотрудником, он обучает правильному применению инструментов, проводит коуч-сессии, оценивает результаты по чек-листу и фиксирует прогресс в системе. Цель — достичь уровня, при котором 80% сотрудников уверенно владеют необходимыми инструментами.
Почему именно 80%? Это тот порог, который формирует «критическую массу» — группу сотрудников, способных влиять на остальных и на показатели подразделения в целом.
Все сотрудники условно делятся на три группы:
- те, кто уже интуитивно соблюдает правила и применяет практики безопасности, даже если не всегда ориентируется в терминах — такие сотрудники обычно не нуждаются в обучении;
- те, кто категорически не готов меняться и вовлекаться в вопросы культуры безопасности;
- так называемые «середнячки», самая многочисленная группа, то есть сотрудники, которые открыты к обучению, но ещё не обладают необходимыми навыками. Работа именно с этой группой позволяет добиться устойчивых изменений внутри компании.
Когда подразделение в достаточной мере обучено по заданным критериям, тренер продолжает отслеживать выполнение целевых показателей по инструменту в течение определённого времени. Для каждого инструмента этот срок разный.
За два года 25 сотрудников «ЕвроХим» получили опыт работы в этой роли и, завершив программу, многие из них стали руководителями в своих подразделениях. Такой подход обеспечивает постоянную ротацию сотрудников и поддерживает активное развитие культуры безопасности внутри компании.
Требования к внутренним тренерам
Команда внутренних тренеров формируется исключительно из сотрудников подразделения. Оптимальным считается стаж работы в компании не менее 1 года. Это позволяет задействовать специалистов, которые хорошо знакомы с особенностями предприятия, его рисками и нюансами.
Ключевыми качествами тренеров являются лояльность к компании и искреннее желание содействовать её развитию.
Внутренняя мотивация играет ключевую роль в успешной работе внутреннего тренера. Для этой позиции особенно важно иметь искреннее желание и стремление развивать компанию, поскольку без внутреннего энтузиазма такая работа может быстро привести к выгоранию. Деятельность тренера требует не только глубоких профессиональных знаний, но и высокой личной вовлечённости и энергичности.
По статистике, на позицию тренера подходит в среднем лишь один из пяти кандидатов.
Основные этапы работы с тренерами
1. Формирование модели компетенций тренера
На этапе разработки модели компетенций тренера формируются чёткие ориентиры, позволяющие определить ключевые навыки и знания, которыми должен обладать внутренний тренер. Модель включает следующие аспекты:
- коммуникативные компетенции: навыки работы с возражениями и умение задавать вопросы;
- навыки публичных выступлений: уверенная подача материала и управление групповой динамикой;
- тренерские компетенции: понимание структуры тренинга, умение проводить практические упражнения и предоставлять обратную связь;
- профессиональные компетенции: знание производственных процессов и использование инструментов культуры безопасности.
2. Обучение базовым навыкам
Для успешного взаимодействия с аудиторией тренеры проходят обучение базовым навыкам публичных выступлений и управления групповой динамикой.
3. Передача сценариев тренингов
Передача тренинга от методологов к новоиспечённым тренерам организована поэтапно, чтобы обеспечить глубокое понимание методики.
- Подготовительный этап: методические материалы — сценарий и презентация — передаются для самостоятельного изучения.
- Пилотный тренинг: на предприятии методологи проводят демонстрационный тренинг, а внутренние тренеры наблюдают за процессом.
- Разбор тренинга: после пилотного мероприятия проводится методический разбор, где анализируется результативность каждого блока. Участники обсуждают, что должны знать, уметь и делать сотрудники после тренинга.
- Демо-блоки: внутренние тренеры проводят отдельные части тренинга, получают обратную связь от методологов и допускаются (или не допускаются) к самостоятельному ведению.
Передача сценария тренинга занимает от двух до четырёх недель.
4. Обучение посттренинговому сопровождению
На этом этапе тренеров обучают:
- наблюдать за поведением участников и оценивать применение инструментов по критериям;
- предоставлять развивающую или подкрепляющую обратную связь;
- соблюдать структуру посттренинга — от установления контакта до завершения.
Также в рамках посттренинга тренер должен уметь добиваться применения инструмента: работать с возражениями и мотивировать невовлечённых руководителей.
5. Оценка тренеров
Эффективность тренеров оценивается регулярно, чтобы обеспечить их профессиональное развитие. Этот процесс включает:
- регулярную оценку навыков: анализ успехов и проблемных зон тренера;
- формирование индивидуальных планов развития;
- методическое сопровождение: обеспечение тренеров необходимыми материалами и консультационной поддержкой.
Подготовка тренеров занимает до 6 месяцев, за это время они достигают максимального уровня развития. По завершении программы тренер становится не только мастером внедрения инструментов в коллективе, но и уверенным лидером, способным работать с людьми и достигать результатов.
Мотивация тренеров
Финансовая мотивация
Одним из очевидных подходов к мотивации внутренних тренеров является внедрение финансовых стимулов.
Нефинансовая мотивация
Нефинансовая мотивация играет не менее важную роль. Ключевым фактором является возможность тренеров проявить себя, приобрести ценный опыт и продвинуться по карьерной лестнице внутри компании.
Например, в «ЕвроХиме» один из тренеров после обучения был назначен на позицию руководителя по охране труда. Этот случай далеко не единственный: с каждым проектом команда тренеров меняется за счёт перевода сотрудников-тренеров на руководящие должности.
Эти переходы обусловлены тем, что внутренние тренеры, прошедшие обучение и развитие в рамках проектов по культуре безопасности, обладают необходимыми знаниями и навыками для эффективного управления процессами и командами.
Внутренние тренеры могут быть задействованы не только в проектах по культуре безопасности. В «ЕвроХиме» их привлекают к участию в различных стратегических сессиях в качестве модераторов и ведущих. Эти роли позволяют тренерам чувствовать свою значимость, развивать лидерские качества и укреплять уверенность в своих силах.