Теоретическое и практическое обучение
Обучение по охране труда можно разделить на две основные части:
- теоретическое обучение;
- практическое обучение.
У них единая цель — приобретение знаний, но механизмы её достижения разные.
Теоретическое обучение по охране труда должно охватывать весь спектр знаний, изложенных в НПА и ЛНА, в целях всестороннего понимания требований охраны труда и порядка безопасного выполнения работ.
Так как на теоретической части работник изучает нормативные документы и учебно-методические материалы, такие занятия могут проходить дистанционно. Это достаточно удобно для компаний с разветвлённой филиальной структурой. Дистанционный формат позволяет сотрудникам обучаться в комфортной обстановке и в удобное рабочее время.
Важно, чтобы при дистанционном обучении сохранялась возможность обратной связи с преподавателем и коллегами для обсуждения сложных тем и обмена опытом.
Практическое обучение ведёт сотрудника от теории к навыкам и позволяет ему не просто услышать, но и отработать правильные действия и приёмы. На практических занятиях закрепляются теоретические знания и вырабатывается реакция на возможные опасные ситуации.
Практическое обучение включает в себя:
- Безопасные приёмы и методы работы — изучение основ работы с оборудованием и инструментами, знакомство с правилами безопасности и нормативными документами на практике.
- Методы предупреждения происшествий (травмирования работников, профзаболеваний, аварий, пожаров и иных опасных событий) — обучение мерам оценки соответствия рабочих мест требованиям безопасности и повышения уровня осведомлённости работников о потенциальных опасностях, что способствует созданию безопасной производственной среды.
- Действия при аварийных ситуациях — отработка последовательности принятия решений и выработка навыков действий в случаях, когда происходят аварии, пожары или другие непредвиденные чрезвычайные ситуации.
Требования к проведению обучения
Для полноценного обучения сотрудников собственными силами работодатель должен следовать требования:
- Наличие материально-технической базы — учебных помещений, оборудования и средств индивидуальной защиты (СИЗ), также в крайних случаях средств коллективной защиты. Для практических занятий потребуются симуляторы и тренажёры, которые позволяют моделировать рабочие ситуации, включая аварийные и опасные моменты. Такие тренажёры не только повышают интерес к обучению, но и позволяют безопасно отработать реакции в условиях, максимально приближённых к реальным условиям труда.
- Наличие учебно-методической базы — программ обучения и методических пособий, которые покрывают основные аспекты производственной безопасности и требований охраны труда.
- Наличие квалифицированного персонала, проводящего обучение, — инструкторов (тренеров) и специалистов, которые могут грамотно проводить обучение и оценивать компетенции работников (ими могут быть не только специалисты по охране труда). Их должно быть не менее 2 лиц: в штате организации или оформленных по договору ГПХ;
- Наличие комиссии по проверке знаний — члены комиссии должны быть компетентны в вопросах охраны труда и производственной безопасности, беспристрастны, независимы, наделены полномочиями, обладать выделенным рабочим временем и иными ресурсами для реализации функции проверки знаний.
Работодатель может направить сотрудников на обучение в учебный центр или же обучить их внутри компании (на рабочем месте или дистанционно, в зависимости от специфики организации и доступных ресурсов для обучения).
Распределение обязанностей при проведении обучения
Распределение ответственности по охране труда между работниками компании в части организации обучения по охране труда является частью функционирования системы управления охраной труда (СУОТ). Обязанности и полномочия каждого работника в рамках СУОТ должны быть документально оформлены. Документы СУОТ по обучению и проверке знаний формируются с учётом структуры конкретной компании, требований профессиональных стандартов и внутренних документов компании.
Основные функции персонала в рамках обучения могут быть различными. Если обратиться к профессиональным стандартам РФ, то можно разделить обязанности следующим образом.
Функции |
Описание |
Выявление потребностей в обучении по охране труда, оказанию первой помощи пострадавшим, применению СИЗ с учётом требований соответствующих нормативных правовых актов |
Подготовка ЛНА или ОРД о видах обучений, которые необходимо пройти работникам, занимающим конкретную должность |
Разработка информационных и методических материалов для подготовки программ обучения |
Создание шаблонов учебных программ, подготовка методических материалов и подготовка предложений для приобретения технических средств в рамках обучения, оказание методической помощи руководителям структурных подразделений при разработке ими требуемых документов для проведения обучения по охране труда |
Разработка, согласование и актуализация проектов ЛНА |
Подготовка внутреннего документа, определяющего процесс обучения, ответственных лиц на каждом этапе обучения, ответственность, сроки, мероприятия и т.д. |
Внесение сведений в реестры Минтруда |
Внесение сведений в реестр ИП и юрлиц, осуществляющих деятельность по обучению своих работников вопросам охраны труда, и внесение данных в реестр обученных лиц |
Контроль прохождения обучения |
Мониторинг и проверка успешного прохождения обучения работниками |
Функции | Описание |
Оформление внутренних документов для поддержания процесса обучения | Подготовка приказов о направлении работников на обучение, графиков обучения |
Контроль прохождения обучения | Подготовка приказов об отстранении сотрудников от работ |
Функции |
Описание |
Оформление внутренних документов для поддержания процесса обучения |
Проведение и оформление инструктажей по охране труда, документирование стажировки и результатов успешного прохождения стажировки. Результаты проверки знаний позволяют измерять уровень компетенции работников, а также отслеживать динамику в росте компетенций персонала. |
Разработка программ обучения |
Подготовка программ для проведения обучения по охране труда с учётом специфики опасностей и профессиональных рисков на вверенном объекте |
Организация обучения на рабочим месте |
Организация работы с персоналом по повышению его квалификации и аттестации, проведение противоаварийных и противопожарных тренировок с персоналом |
Члены комиссии по проверке знаний
Поскольку каждый вид обучения по охране труда заканчивается проверкой знаний требований в этой области, для осуществления этой процедуры необходимо сформировать комиссии, состоящие не менее чем из 3 человек:
- председателя;
- заместителя (заместителей) председателя (при необходимости);
- членов комиссии.
Функция |
Описание |
Проверка знаний по охране труда |
Оценка достаточности уровня знаний сотрудников организации в сфере охраны труда, чтобы гарантировать их способность безопасно выполнять свои трудовые обязанности |
Когда вы являетесь членом комиссии и подписываете документ о проверке знаний, которой по факту не было, то в этот момент вы можете стать соучастником умышленного или неумышленного, совместного преступления.
Разработка программ обучения
Чтобы правильно организовать процесс обучения по охране труда и при этом сделать его максимально эффективным, при разработке программ обучения и учебно-методического материала в компании необходимо учесть следующее:
- НПА РФ. Программы обучения должны содержать соответствующее количество часов, учитывать специфику вида деятельности организации, трудовые функции работников. Также содержать темы, соответствующие условиям труда и опасностям, характерным профессии, рабочему процессу и месту. В программе необходимо учесть практические занятия.
- Формат и доступность. Работникам необходимо понимать доносимую информацию. «Язык» изложения материала должны быть понятен работникам, а обучение в целом не должно вызывать отторжение.
- Оплата труда. Обучение работников требованиям охраны труда и проверка знания требований охраны труда осуществляются с отрывом от работы. При этом обучение не должно быть в ущерб оплате труда работнику.
- Мотивация. Работнику необходимо доступно объяснить «плюсы» пройденного обучения, а не только запугивать отстранением от работы. Иногда стоит и указать и на возможные негативные последствия, в том числе летальные .
-
Визуализация. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — эта фраза лучше всего описывает механизм убеждения работника пройти обучение.
Для достижения этой цели можно использовать 2 подхода:
- показывать, как правильно и безопасно выполнять работу;
- демонстрировать последствия нарушений требований производственной безопасности (это могут быть реальные фото или видео).
Однако, не стоит переусердствовать — у работника должно быть трезвое понимание опасностей, а не боязнь работать.
- Креатив. Внедрение новых, нестандартных и эффективных решений в сфере обучения, которые вовлекут работников и руководителей в неформальный процесс обучения.
- Уважение. Стоит учитывать мнение самих работников и прислушиваться к тому, что говорят и советуют более опытные сотрудники.
- Социальное партнёрство. Взаимодействие с профсоюзными лидерами, которые могут быть провайдерами в вопросах безопасности с независимым подходом и мнением.
- Согласованность. График работы и график обучения работника должны быть согласованы между собой.
- Цифровые решения. Применение доступных технологий, которые помогут ускорить процесс обучения.
Оценка эффективности обучения и непрерывный контроль
После прохождения обучения важно оценить его усвоение и убедиться, насколько полученные знания и навыки поняты, приняты и применяются на практике работниками. Оценка может проводиться с помощью тестирования, опросов, наблюдений.
Регулярный анализ результатов, обратная связь от работников об усвоении материала и последующая корректировка программ обучения — это также эффективные меры, которые помогут не только поддерживать уровень безопасности, но и улучшать качество знаний сотрудников через совершенствование самого обучения.
Постоянный контроль и мониторинг осуществляются на всех уровнях управления — от руководителя подразделения до директора компании. Такой подход способствует формированию у каждого работника понимания своей значимости в компании. Политика открытости позволяет каждому сотруднику быть услышанным. Эти факторы создают основу осознанного и безопасного поведения на рабочем месте. Работник начинает понимать существующие опасности и требования безопасности, а не просто подчиняется тотальному контролю. В результате отпадает необходимость в постоянных взысканиях за нарушение требований безопасности.
Как исключить допуск необученного персонала к выполнению работ
Одной из сложных задач в процессе обучения является выбор механизмов, которые предотвратят допуск необученных работников на рабочие места и (или) к производственным процессам, а также обеспечат возможность отслеживания своевременного прохождения обучения. В этом может помочь внедрение в процесс обучения системы барьеров. Для этого необходимо оценить существующие процессы и регламентировать подходящие механизмы. Ниже перечислены наиболее известные барьеры, которые зарекомендовали себя как эффективные практики в различных компаниях.
Технические |
Организационные |
Визуализация |
Автоматизация |
Установить контрольные точки в организации, предотвращающие доступ необученного персонала к опасным зонам, рабочим местам, в цеха и т.п. Такие системы могут быть интегрированы с базой данных, где фиксируются результаты успешного прохождения обучения. Например: недопуск персонала – блокировка пропуска через систему контроля допуска (СКУД) на вход в помещение работника. Блокировочные устройства на оборудовании разблокируются только ответственным лицом после проверки документов работника об успешном прохождении проверки знаний по ОТ. |
Создать приказы с ответственными по охране труда (проведение инструктажей и т.д.), графики с ответственными лицами, которые отвечают за контроль прохождения инструктажа, обучения. Назначенные лица несут персональную ответственность за соблюдение этих процедур. |
Кодифицировать СИЗ цветовыми метками. Например: обеспечивать работников СИЗ, которые отличаются по цвету с учётом прохождения проверки знаний и опыта работника: каска зелёного цвета – для работника с опытом работы менее 1 года. Также на элементах СИЗ может крепиться специальная метка (значок), которая констатирует, что работник успешно прошёл проверку знаний. |
Использовать автоматизированные системы и программное обеспечение, которые позволяют не только контролировать процесс обучения, но и своевременно напоминать сотрудникам о необходимости обновить свои знания. Например: офисному работнику приходит уведомление на рабочий стол о необходимости пройти обучение, при этом отключается доступ к рабочим файлам до успешного прохождения проверки знаний. |
Как обосновать затраты на обучение по охране труда
Порой бывает сложно убедить руководство в том, что без затрат на обучение по охране труда не обойтись. Правильный выбор коммуникации и качественное обоснование — залог успеха в получении согласования всех требуемых мероприятий для проведения качественного и доступного обучения. Следует сделать упор на следующие аспекты:
- подготовить оцифрованные данные о требуемых затратах (человеко-часы, финансирование, статистику травматизма и иных происшествий);
- заручиться поддержкой и подкрепить обоснование мнением авторитетных и опытных руководителей;
- сохранение жизни и здоровья работников — это сохранение кадровых ресурсов, так как сегодня одна из стратегических задач большинства работодателей — снижение трудозатрат на замену и ротацию кадров: снижение времени, сил на поиск и обучение новых сотрудников в силу «кадрового голода»;
- показать руководителю реальные преимущества соблюдения требований охраны труда и доверие работников. Аргументируйте позицию, используя конкретные примеры из судебной практики, которые релевантны для вашей компании (схожие технологические процессы, аналогичные опасности и риски и т.д.), вместо сухого запугивания руководителя уголовной ответственностью за нарушения требований охраны труда.
Также убедить руководителя будет проще, показав все плюсы обучения по охране труда как для работодателя, так и для работника.
«+» обучения по ОТ для работодателя |
«+» обучения по ОТ для работника |
|
|
Ответственность
За нарушение законодательства об охране труда, в том числе требований обучения по охране труда, предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
За допуск работника к работе без обучения и проверки знаний по охране труда ГИТ может наложить административный штраф.
Нарушение |
Административная ответственность |
||
Для должностных лиц |
Для предпринимателей |
Для организаций |
|
Ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ – допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда |
Штраф от 15 000 до 25 000 ₽ |
Штраф от 15 000 до 25 000 ₽ |
Штраф от 110 000 до 130 000 ₽ |
Ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ – повторное нарушение требований охраны труда |
Штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет |
Штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Штраф от 100 000 до 200 000 ₽ или приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Ст. 143 УК РФ определяет уголовную ответственность за нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека.
Нарушение |
Уголовная ответственность |
Ч. 1 ст. 143 УК РФ – нанесение тяжкого вреда здоровью человека из-за нарушений требований охраны труда |
|
Ч. 2 ст. 143 УК РФ – смерть человека из-за нарушений требований охраны труда |
|
Ч. 3 ст. 143 УК РФ – смерть двух или более лиц из-за нарушений требований охраны труда |
|
Кроме того, подписание членами комиссии протокола проверки знаний без фактического обучения может также повлечь за собой последствия.
Административная ответственность |
Уголовная ответственность |
Организация, не соблюдающая порядок обучения и проверки знаний, может быть подвергнута штрафам за нарушение требований охраны труда по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ |
Признание фальсификации документов согласно ст. 303 УК РФ: · подписание протокола без надлежащего обучения может рассматриваться как фальсификация; · умышленное уклонение от выполнения обязательств по охране труда; · бездействие, которое могло повлечь опасное событие. |