Что такое специальная оценка условий труда
Специальная оценка условий труда (далее — СОУТ) — это процесс, во время которого проверяют наличие вредных и (или) опасных производственных факторов на каждом рабочем месте и присваивают ему определённый класс.
Оптимальные условия труда | 1 класс | Условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда. |
Допустимые условия труда | 2 класс | Условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда. |
Вредные условия труда | 3 класс | Условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда. |
Опасные условия труда | 4 класс | Условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности. |
От класса условий труда зависят льготы и гарантии, которые обязан предоставить работодатель работникам. В частности, определяют, кому из работников полагается:
- сокращённый рабочий день (ст. 92 ТК РФ);
- дополнительный отпуск (ст. 117 ТК РФ);
- повышенная зарплата (ст. 147 ТК РФ);
- молоко или равноценные пищевые продукты (ст. 222 ТК РФ);
- досрочная трудовая пенсия по старости (п. 4 ст. 15 от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»).
Основная цель проведения СОУТ — обеспечить безопасные условия труда для работников. Однако помимо этого, СОУТ — это инструмент, который работодатель использует для различных сфер охраны труда:
- разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
- информирования работников об условиях труда;
- обеспечения работников СИЗ, а также необходимости оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
- организации обязательных предварительных и периодических медосмотров работников;
- обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- расчёта надбавок к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
- установления дополнительного тарифа страховых взносов в СФР с учётом класса условий труда на рабочем месте;
- решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве;
- осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
- подготовки статистической отчётности об условиях труда;
- рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем.
Законодательные требования по организации СОУТ
СОУТ стала обязательной с 1 января 2014 года в связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее Федеральный закон № 426-ФЗ).
Новую методику проведения СОУТ устанавливает приказ Минтруда России от 21.11.2023 № 817н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчёта о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по её заполнению». Эти изменения уже вступили в силу и будут действовать до 1 сентября 2030 года:
- документ определяет обязательные требования к выявлению потенциально опасных и вредных факторов, проведению их исследований и измерений, классификации условий труда по степени вредности, а также к документальному оформлению результатов оценки;
- документ утверждает обновлённый классификатор опасных и вредных производственных факторов, форму отчёта об оценке условий труда и инструкцию по его заполнению.
Для государственных и муниципальных организаций проведение СОУТ регулируется иными законами и нормативными актами (п. 4 ст. 3 Федерального закона № 426-ФЗ).
В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, СОУТ проводят с учётом особенностей (перечень рабочих мест утверждён постановлением Правительства РФ от 14.10.2022 № 1830 «О перечне рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учётом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей»).
Распределение обязанностей членов комиссии при проведении СОУТ
Обязанности по организации и финансированию проведения СОУТ возлагаются на работодателя, которому необходимо:
- создать комиссию по проведению СОУТ, число членов которой должно быть нечётным;
- утвердить график проведения СОУТ;
- создать условия для работы экспертов и предоставить специализированной организации: предоставить необходимые сведения, документы и информацию, которые характеризуют условия труда на рабочих местах.
По результатам проведённой СОУТ работодателю необходимо:
- ознакомить работников с результатами её проведения в письменной форме в течение 30 календарных дней со дня, как утвердите отчёт;
- реализовать мероприятия по улучшению условий труда работников, разработанных по итогам СОУТ;
- утвердить документ о гарантиях и компенсациях работникам, на рабочих местах которых определены вредные и (или) опасные условия труда;
- рассмотреть замечания и возражения работников, представленных в письменном виде, относительно СОУТ.
Работодатель определяет обязанности каждого члена комиссии по проведению СОУТ в своём распорядительном документе (приказ, стандарт, положение или регламент). Обычно за организацию СОУТ отвечает специалист по охране труда. Если в штате такой специалист отсутствует, его функции может выполнять руководитель организации, другой сотрудник, уполномоченный работодателем, либо сторонняя организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги в области охраны труда.
Специалист по охране труда выполняет следующие задачи:
- подготавливает необходимые приказы;
- формирует комиссию для проведения СОУТ;
- выбирает экспертную организацию и согласовывает с ней условия сотрудничества;
- сопровождает экспертов при проведении измерений на рабочих местах;
- контролирует выполнение мероприятий по улучшению условий труда и при необходимости, внесению изменений в трудовые договоры в интересах работников.
Перечень функций специалиста или другого лица, ответственного за охрану труда, указан в разделе 3.1.6 приказа Минтруда России от 22.04.2021 № 274н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда».
- Планировать СОУТ на рабочих местах
Плановую СОУТ проводят не реже одного раза в 5 лет. На рабочих местах, в отношении которых действует декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям, повторное проведение СОУТ не требуется, если только не произойдёт несчастный случай. - Организовывать работу комиссии по проведению СОУТ
Специалист по охране труда и (или) иной член комиссии готовит перечень рабочих мест для оценки, в который нужно включить номер рабочего места, его наименование, источники вредных факторов и время воздействия на работников. - Контролировать соблюдение методики проведения работ по СОУТ, анализировать результаты её проведения
С 1 марта 2025 года для проведения измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений нужно будет применять только те аттестованные методики, сведения о которых содержатся в Федеральном реестре аттестованных методик (ФР); - Готовить документы, связанные с организацией и проведением специальной оценки условий труда и её результатами
- приказ о проведении СОУТ и создании комиссии для её проведения;
- график проведения СОУТ;
- техническое задание к договору, подготовка и передача в специализированную организацию необходимых сведений, документов и информации;
- организация подписания всеми членами комиссии отчёта о проведении СОУТ;
- подача декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
- организация размещения результатов СОУТ на сайте в течение 30 дней после утверждения отчёта о проведении СОУТ;
- уведомление о результатах СОУТ СФР.
- Обеспечивать информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, профессиональных рисках, о предоставляемых им гарантиях и компенсациях
Необходимо подготовить проект приказа о результатах проведения СОУТ, о компенсациях и гарантиях работникам, которым по условиям труда они положены. Также необходимо организовать ознакомление работников с отчётом о проведении СОУТ и издать приказ о результатах. - Контролировать исполнение рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда по результатам СОУТ
Установить ответственных за выполнение мероприятий по улучшению условий труда должностными лицами работодателя, контролировать ход их выполнения.
Кто проводит СОУТ
СОУТ должны осуществлять все работодатели, у которых есть наёмные работники. Обязанности по организации и финансированию проведения СОУТ возлагают на работодателя, но непосредственно работу по измерениям и формированию пакета документов по СОУТ проводит экспертная организация на основании заключённого с работодателем гражданско-правового договора (п. 2 ст. 8 Федерального закона № 426-ФЗ).
Согласно ст. 3 Федерального закона № 426-ФЗ, СОУТ не проводят для следующих рабочих мест работников:
- надомников;
- дистанционных работников;
- работников религиозных организаций;
- работников, с которыми заключили договор физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
СОУТ не проводят на всех аналогичных рабочих местах (если они расположены в таком же помещении, одинаково оснащены, и работники выполняют те же работы в одном режиме времени (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). В это случае можно оценить лишь 20% от общего числа мест, но не менее двух.
Кроме того, Минтруд России в своём письме от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041 уточнил требования об отсутствии необходимости проверки рабочих мест для вакантных позиций. С 1 марта 2023 г. представители микробизнеса из отдельных отраслей могут проводить СОУТ самостоятельно, без привлечения сторонней специализированной компании (приказ Минтруда России от 31.10.2022 № 699н «Об утверждении особенностей проведения СОУТ рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности — субъектов малого предпринимательства, которые в соответствии с федеральным законодательством отнесены к микропредприятиям»).
Критерии для выбора организации для проведения СОУТ
Организации, проводящие СОУТ, должны быть допущены к соответствующей деятельности. Условия допуска организаций утверждены постановлением Правительства РФ от 16.12.2021 № 2332.
Организация считается допущенной к проведению СОУТ с даты внесения Минтрудом России в реестр о её регистрации или о возобновлении деятельности, если она ранее была приостановлена.
Требования, предъявляемые к организации-оценщику и к экспертам, указаны в ст. 19 и ст. 20 Федерального закона № 426-ФЗ.
Организация должна соответствовать следующим требованиям:
- проведение СОУТ указано в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов деятельности;
- организация должна иметь:
- не менее 5 экспертов, работающих по трудовому договору;
- сертификаты экспертов на право выполнения работ по СОУТ (при этом как минимум один из экспертов должен иметь высшее образование по одной из следующих специальностей: врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям);
- наличие испытательной лаборатории, аккредитованной Росаккредитацией (область аккредитации — осуществление испытаний и измерений вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса);
- организация должна использовать средства измерения, прошедшие поверку и внесённые в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 426-ФЗ).
Стоимость услуг по проведению СОУТ не может быть очень низкой, поскольку специализированным организациям необходимо покрывать следующие расходы:
- Аккредитация испытательной лаборатории и контроль её деятельности (подтверждение компетентности);
- Поверка дорогостоящих средств измерений;
- Аренда помещений для работы лаборатории и организации;
- Закупка расходных материалов и реактивов для химической лаборатории;
- Оплата труда экспертов СОУТ и других сотрудников.
Чтобы избежать значительных финансовых потерь и негативных последствий, связанных с некачественной СОУТ, рекомендуется выбирать надёжную организацию, ориентируясь на качество услуг, а не на низкую цену.
Что необходимо проверить при выборе поставщика услуг
Информация об организациях, предлагающих услуги по проведению СОУТ, представлена в различных источниках и средствах массовой информации. Однако при выборе исполнителя для проведения СОУТ работодателю необходимо проверить:
- Реестр организаций, проводящих СОУТ
При выборе организации важно обращать внимание на информацию об исключении данной организации из реестра или о приостановлении её аккредитации в Росаккредитации. - Реестр экспертов СОУТ
В реестре предусмотрены поисковые строки, позволяющие найти конкретного эксперта и проверить наличие у него сертификата. Для получения сертификата специалист должен соответствовать следующим требованиям:- иметь высшее образование;
- иметь дополнительное профессиональное образование, программа которого включает изучение вопросов СОУТ в объёме не менее 72 часов;
- иметь опыт практической работы в области СОУТ, включая аттестацию рабочих мест по условиям труда, не менее трёх лет.
Если СОУТ проведёт организация, которая не включена в реестр, процедура СОУТ не будет законной. Поэтому рекомендуется проверять компанию в списке до того, как заключите договор на проведение процедуры
При проведении СОУТ организации должны использовать только аттестованные методики измерений либо методики прямых измерений (паспорта, руководства по эксплуатации).
Также, выбирая поставщика услуг, следует проверить:
- не отметилась ли организация в судебных разбирательствах в качестве ответчика. Посмотреть судебную практику можно, например, в картотеке арбитражных дел (зная ИНН и название организации, можно проверить исполнителя, с которым собираетесь заключить договор);
- есть ли у организации долги. Проверить наличие долгов можно на сайте Службы судебных приставов.
- не является ли организация недобросовестным поставщиком услуг. Государственные и муниципальные организации перед заключением договора могут проверить поставщика услуг в реестре, находящемся на сайте Единой информационной системы закупок.
Подготовка и оформление договора на проведение СОУТ
Подготовка и заключение договора на проведение СОУТ — один из ключевых этапов организации процесса, поскольку именно от него зависит, каким образом будет выполнена оценка условий труда.
1. Подготовка технического задания
Перед подписанием договора важно подготовить чёткое и качественное техническое задание. Техническое задание на проведение СОУТ — это документ, в котором подробно описывают процесс организации работ, их стоимость, сроки выполнения и количество рабочих мест, подлежащих проверке. Для государственных и муниципальных организаций форма технического задания указана в приложении № 1 к типовому контракту, утверждённому приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 834н «Об утверждении типовых контрактов на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда ...» (далее — приказ Минздрава России № 834н).
2. Оформление договора
Организации, относящиеся к государственным и муниципальным, обязаны оформлять договор (контракт), форма которого предусмотрена также в приложении № 1 к приказом Минздрава России № 834н. Организации вправе самостоятельно принимать решение о форме технического задания и форме договора. Если заключается типовой договор, то все необходимые сведения стороны не могут изменять. В случае заключения договора в произвольной форме в договоре на проведение СОУТ следует указать следующие условия:
- виды работ и услуг, проводимых в рамках СОУТ;
- сроки их выполнения;
- стоимость указанных работ и услуг, а также порядок их оплаты;
- права и обязанности заказчика и исполнителя при проведении СОУТ;
- ответственность заказчика и исполнителя при неисполнении ими обязательств по договору;
- требования к отчёту о проведении СОУТ (предусмотреть в нём законодательно закреплённое право работодателя требовать и обязанность организации, проводящей СОУТ, предоставлять обоснования результатов проведения СОУТ);
- обязанность организации передавать сведения в Федеральную государственную информационную систему (далее — ФГИС) учёта результатов проведения СОУТ;
- конфиденциальность сведений, содержащихся во ФГИС. Организация, проводящая СОУТ, обязана соблюдать конфиденциальность этих сведений и обеспечивать их защиту от несанкционированного доступа.
В договор также можно включить дополнительные сведения, например, информацию о привлечении субподрядчиков. Если организация, проводящая СОУТ, будет привлекать стороннюю испытательную лабораторию, в договоре стоит указать, какая именно лаборатория будет дополнительно привлечена, и установить запрет на привлечение иных лабораторий без письменного согласия заказчика.
Также следует обратить внимание на различные уловки, на которые идут некоторые организации: например, добавляют в смету стоимость за «составление проекта договора», «разработку проекта декларации», «составление графика проведения работ», не учитывают «аналогичные рабочие места» и т.д. В результате общая стоимость договора может возрасти до общерыночных при низком качестве услуги.
До подписания договора необходимо посмотреть, где находится испытательная лаборатория и её эксперты. Если лаборатория находится в г. Москве, а проводить её будут в другом городе, то может возникнуть риск, что СОУТ проведут без выезда лаборатории или расходы на выезд эксперта включат в дополнительную стоимость услуг.
Перечень документов, подтверждающих, что услуга была оказана, указан в приказе Минздрава России № 834н:
- приложение № 3 «Акт сдачи-приемки оказанных услуг по контракту» приказа Минздрава России № 834н;
- приложение № 4 «Акт сверки расчётов по контракту» приказа Минздрава России № 834н.
Все перечисленные приложения к контракту являются его неотъемлемой частью. Как правило, организации, не относящиеся к государственным и муниципальным, также устанавливают обязанность сторон подписать Акт выполненных работ. Документ юридически подтверждает завершение работ и нужен для обоснования расходов и доходов в бухгалтерском и налоговом учёте. Также он может понадобиться в суде, если возникает спор.
Ответственность за некачественно проведённую СОУТ
При выборе организации для проведения СОУТ некоторые работодатели ориентируются на низкую стоимость услуги за одно рабочее место, стремясь снизить класс вредности с помощью сговорчивого эксперта. Это позволяет им уменьшить расходы на компенсации за вредные и (или) опасные условия труда. Однако такие действия чреваты серьёзными последствиями как для работодателя, так и для недобросовестной специализированной организации, которая также заинтересована в продаже услуги по минимальной цене. Возможные последствия «дешёвой» СОУТ:
- обращения работников в суды и надзорные органы из-за нарушения их прав;
- проверки контролирующих органов, которые могут привести к:
- привлечению к административной ответственности работодателя и специализированной организации по статье 5.27.1 КоАП РФ (штраф в размере от 60 000 до 80 000 рублей);
- передаче материалов проверки в Минтруд России и Росаккредитацию для приостановки деятельности специализированной организации;
- проведению государственной экспертизы условий труда.
- дополнительные финансовые затраты работодателя, связанные с повторным проведением СОУТ и уплатой штрафов.