Читать 15 мин

Безопасность труда сквозь призму искусства

С первых дней промышленной революции фабрики и заводы вдохновляли художников, став символами прогресса и труда. В своих произведениях они запечатлевали сцены работы у станков и в мастерских, процессов ковки, литья, строительства и других производственных работ. Однако сейчас на многих полотнах специалисты по охране труда могут заметить не только яркие и запоминающиеся образы, но и условия труда, не соответствующие современным нормам безопасности. Эксперты Московского городского центра условий и охраны труда проанализировали картины с точки зрения безопасности, помогая пролить свет на то, как изменилась культура охраны труда и заботы о людях на производстве.

Обмотчица

На картине изображена обмотчица — представительница сложной и ответственной профессии, связанной с подготовкой электродвигателей. Художник подчёркивает мастерство и усердие героини, акцентируя внимание на значении труда в процессе модернизации и промышленном развитии страны. Образ обмотчицы — символ вклада каждого труженика в общее дело.

Егор Савин

Егор Савин

Начальник отдела по взаимодействию с организациями ГБУ «Московский городской центр условий и охраны труда»

Работа, изображённая на картине, связана с определёнными рисками. Возможны поражение электрическим током или контакт с вращающимися механизмами. Для обеспечения безопасности необходимо использовать средства индивидуальной защиты: женщина должна быть одета в рабочий костюм, защитные очки, обувь, перчатки и головной убор. 

Ударницы на фабрике «Красная заря»

Картина запечатлела важный этап в истории, когда женщины стали активными участницами промышленного производства. Художник показывает их уверенность, мастерство и преданность делу, создавая образ тружениц, которые строили индустриальное будущее страны. 

Полотно передаёт не только ритм работы в цехе, но и атмосферу коллективного духа, взаимопомощи и ответственности.

Александр Денисов

Александр Денисов

Заместитель начальника отдела по взаимодействию с организациями ГБУ «Московский городской центр условий и охраны труда»

На картине видно, что швейные машинки не имеют защитного корпуса, закрывающего движущиеся части механизма. Это создаёт риск попадания волос в механизм, поэтому для работы рекомендуется надевать косынку или платок. Кроме того, важным условием безопасной и комфортной работы швеи является хорошее освещение, которое снижает нагрузку на зрение. Обычно для этого используют настольные лампы, однако на данном изображении они отсутствуют. 

Восстановление Ростсельмаша

Картина отражает дух коллективного труда и воспевает усилия рабочих, направленные на возрождение сельскохозяйственного производства, в частности, знаменитого Ростсельмаша, завода по производству сельскохозяйственной техники.

В центре композиции находится треугольник из трёх фигур, которые привлекают внимание зрителя, — мужчин и женщины. Они символизируют слаженность и единство труда всех членов коллектива, где каждый человек, независимо от пола, вносит свой вклад в общее дело. 

Егор Савин

Егор Савин

Начальник отдела по взаимодействию с организациями ГБУ «Московский городской центр условий и охраны труда»

Восстановительные работы всегда связаны с повышенными рисками, поэтому соблюдение строгих правил безопасности является обязательным. На изображении видно, что работники не используют каски и спецодежду, а в рабочих зонах отсутствуют ограждения. Кроме того, вокруг разбросано множество посторонних предметов, о которые можно споткнуться и получить травму. 

Добыча комовой глины

Картина изображает мужчин, работающих на глиняном карьере. Они заняты трудоёмкой ручной работой, копая и перемещая глинобитный материал. Картина выполнена в сдержанных тонах в стиле реализма и показывает повседневную работу людей в условиях промышленного ландшафта первой половины ХХ века. Работники сосредоточенно занимаются своим делом, несмотря на усталость и сложности, вызванные тяжёлыми условиями труда.

Александр Денисов

Александр Денисов

Заместитель начальника отдела по взаимодействию с организациями ГБУ «Московский городской центр условий и охраны труда»

При выполнении работ, связанных с производством строительных материалов, на работников возможно воздействие вредных и опасных производственных факторов, в данном случае это: движущийся подвижный элемент технологического оборудования, а также падающие добываемые материалы (твёрдые, сыпучие). Из нарушений — отсутствие индивидуальных средств защиты.

Монтажники

На картине раскрыта одна из самых сложных и рискованных профессий — труд монтажников на высоте. В центре композиции — трое рабочих, крепящих стальную балку. Их сосредоточенность и слаженность действий подчёркивают высокий уровень профессионализма, необходимый для выполнения этой работы.

Художник акцентирует внимание на физическом напряжении и ответственности монтажников, что заставляет задуматься об их уязвимости перед масштабом конструкции и опасном труде.

Егор Савин

Егор Савин

Начальник отдела по взаимодействию с организациями ГБУ «Московский городской центр условий и охраны труда»

Труд монтажника в первую очередь связан с риском падения с высоты, поэтому использование страховочных систем является обязательным требованием. На картине также видно, что сварщик работает без каски, что является нарушением правил безопасности при выполнении строительных работ. Соблюдение этих мер необходимо для предотвращения травм и обеспечения безопасных условий труда. 

Тракторная мастерская Путиловского завода

Картина отражает эпоху первых пятилеток и индустриализации СССР. Художник показывает сложный труд рабочих, подчёркивая их единство с техникой и значимость каждой детали в процессе механизации.

Полотно передаёт атмосферу напряжённой работы, где люди и машины сливаются в единый ритм. Детализированность элементов подчёркивает техническую сложность работы, требующей точных знаний и умений. 

Александр Денисов

Александр Денисов

Заместитель начальника отдела по взаимодействию с организациями ГБУ «Московский городской центр условий и охраны труда»

На представленной картине изображены сотрудники тракторного завода, работающие в цехе, где наблюдаются сразу несколько серьёзных нарушений правил безопасности. Отсутствие средств индивидуальной защиты, таких как защитные очки и перчатки, особенно при работе с машинами и оборудованием, создаёт высокий риск получения травм. Рабочие места выглядят тесными и загромождёнными, что увеличивает вероятность несчастных случаев из-за ограниченной видимости и затруднённого передвижения сотрудников. 

Кузовной цех

На картине изображён автомобильный цех, где ведётся оживлённая работа, требующая профессиональных знаний квалифицированных специалистов и чёткого соблюдения технологий. Мастерская отличается высокой интенсивностью трудового процесса, что подчёркивает значение профессионализма и технического мастерства в послевоенный период. Также картина передаёт динамику и важность каждого сотрудника в процессе восстановления и модернизации транспортного сектора и символизирует начало нового послевоенного периода, когда люди возвращались к нормальной жизни и активно включались в работу.

Егор Савин

Егор Савин

Начальник отдела по взаимодействию с организациями ГБУ «Московский городской центр условий и охраны труда»

В производственном цеху помимо прочих обязательных СИЗ необходимо использовать средства защиты глаз и головы, что не выполнено работниками данного предприятия. Также просматривается недостаточная освещенность на рабочих местах.

На стройке

Картина посвящена трудовому подвигу послевоенного времени. Художник изобразил строительную площадку, где рабочие, объединив усилия, возводят новое будущее для страны. 

Центральная фигура — женщина, уверенно управляющая процессом. Так подчёркнута значимость женского труда в восстановлении. Свет, пронизывающий картину, символизирует надежду и веру, ставшие основой возрождения. 

Александр Денисов

Александр Денисов

Заместитель начальника отдела по взаимодействию с организациями ГБУ «Московский городской центр условий и охраны труда»

Физический труд женщин на стройке требует повышенного внимания, поскольку нормы трудового законодательства устанавливают, что предельно допустимая масса груза для женщин более чем в два раза ниже, чем для мужчин. Также на работнице не видим каски, а ведь без неё на стройке — не место! 
 

Даёшь тяжёлую индустрию

Художник показывает дух эпохи первых пятилеток, а также комбинирует несколько точек зрения, изображая рабочих, которые на первом плане тянут трос, а на заднем — вагонетку. Также здесь можно увидеть смысловое противопоставление: сильные, спортивные, мускулистые тела рабочих контрастируют с металлическими конструкциями завода.

Егор Савин

Егор Савин

Начальник отдела по взаимодействию с организациями ГБУ «Московский городской центр условий и охраны труда»

Работы, изображённые на картине, должны выполняться исключительно в специальной одежде, предназначенной для защиты от вредных и опасных производственных факторов, таких как мелкие брызги расплавленного металла, металлическая окалина и кратковременный контакт с пламенем. Однако на работниках отсутствует указанная защитная экипировка, что свидетельствует о явном нарушении стандартов безопасности труда. 

Чайки над Камой

Картина создана в период активной индустриализации советской провинции, когда усилия рабочих переплетались с природным окружением. Художник изображает сцену строительных работ на берегу Камы, где слаженные движения рабочих сочетаются с символом свободы — чайками в небе.

Через это произведение Скобеев поднимает тему баланса между прогрессом и природой, подчёркивая трудолюбие и ответственность людей, а также необходимость уважения к окружающей среде.

Егор Савин

Егор Савин

Начальник отдела по взаимодействию с организациями ГБУ «Московский городской центр условий и охраны труда»

Согласно действующим правилам охраны труда в строительстве, появление на рабочем месте без использования средств индивидуальной защиты и страховочных систем строго недопустимо. Ещё более серьёзным нарушением является отсутствие специальной защитной одежды, необходимой для обеспечения безопасности работников. 
 

Материал подготовлен в партнёрстве с Фондом Росконгресс и Минтрудом России для журнала «ВНОТ».

Была ли эта статья полезна?
0
0

Оставить комментарий