Что такое цифровое обучение
Цифровое обучение ― это способ передачи знаний и навыков, при котором используются различные цифровые технологии: онлайн-платформы, мобильные приложения, компьютерные игры, VR и AR технологии. Такое обучение не ограничивается просмотром записанных лекций, а подразумевает активное взаимодействие с цифровыми инструментами и участие в образовательном процессе.
Главными преимуществами цифрового обучения являются:
- Экономия времени и ресурсов
Нет необходимости тратить средства на организацию учебных классов или доставку сотрудников к месту обучения, а стоимость самого онлайн-курса часто ниже, чем оплата оффлайн-занятий. Кроме того, сотрудник может не отрываться полностью от рабочего процесса, что, соответственно, положительно сказывается на производительности всей организации.
- Доступность и гибкость
Цифровое обучение доступно в любое время и практически в любом месте, что позволяет работникам учиться в комфортном для них темпе. Это особенно полезно для тех, кто работает удалённо или имеет гибкий график работы. Сотрудник может выбрать удобное для себя время, у него нет необходимости обучаться одновременно с коллегами. При этом могут использоваться различные устройства, в том числе и персональные: компьютеры, ноутбуки, телефоны, планшеты.
- Разнообразие форматов
В процессе цифрового обучения используются онлайн-платформы, порталы с лекциями и тестами, видео, игры для телефонов и компьютера, мобильные приложения и другие инструменты, которые делают процесс обучения более разнообразным и увлекательным.
- Интерактивность и вовлечённость
Интерактивные инструменты цифрового обучения погружают сотрудников в моделируемые ситуации, позволяя им принимать решения и чувствовать себя активными участниками процесса обеспечения безопасности в организации. Это повышает их ответственность, способствует лучшему усвоению и запоминанию полученной информации.
- Адаптивность
Большинство цифровых инструментов можно настроить под сферу, в которой работают сотрудники, наделить цифровое пространство особенностями, которыми отличаются компания и производство. Также цифровое обучение может быть адаптировано под индивидуальные потребности и уровень знаний каждого работника, что помогает повысить эффективность обучения.
- Доступность обратной связи.
После прохождения тестов и игр сотрудник сразу получит результат в баллах или процентах, он сможет оценить итоги, изучить дополнительный материал и улучшить свой результат.
При многообразии плюсов цифровое обучение имеет и минусы:
- Отсутствие непосредственной коммуникации с преподавателем и коллегами
В процессе оффлайн-обучения сотрудник может задать вопросы, попросить объяснить непонятные моменты, обсудить с коллегами спорные или сложные ситуации, с которыми он сталкивается в работе. Используя цифровые инструменты, он, как правило, остаётся один на один с темой и тестами.
- Низкий уровень контроля за учениками
Вводя цифровое обучение, руководство компании рассчитывает на ответственность и вовлечённость сотрудников. Однако нельзя полностью исключить недобросовестный подход некоторых работников. Они могут подсмотреть правильные ответы у коллег или в интернете, пропустить обучающие материалы и успешно пройти тестирование, выбирая ответы наугад.
Сегодня на рынке существует ряд решений для цифрового обучения, используемых в сфере охраны труда. Рассмотрим, какие из них успешно реализовали российские компании.
Интерактивные курсы
Одним из самых простых решений для цифрового обучения является создание интерактивного курса. Так компании получают возможность учесть специфику производства, должностные обязанности, вложить в него наиболее важную информацию. Особенностью интерактивного курса является постоянное взаимодействие ученика с игровой средой: он не просто смотрит видеолекции, но занимается в симуляторах, выполняет задания, проходит тестирования. Как правило, такие решения неразрывно связаны с методиками геймификации. Подобные курсы позволяют ученикам быстрее усвоить материал и выработать верные модели поведения в опасных ситуациях.
Инструктаж по охране труда и геймификация
Очень часто сфера охраны труда в компании воспринимается как что-то сложное и неинтересное. Особенно так думают сотрудники других подразделений: им кажется, что СОТы вводят много ограничений, усложняя их работу. Чтобы улучшить уровень безопасности на предприятии, нужно сделать эти процессы не только обязательными, но и увлекательными. Например, при вводном инструктаже по охране труда большинство новых работников откровенно скучают. Использование интерактивного курса будет намного эффективнее, особенно для представителей молодого поколения. Сотрудники могут не изучать длинные инструкции и законодательные документы — они получат необходимую информацию с помощью инструментов цифрового обучения.
Так, АО «Черномортранснефть» в феврале 2025 внедрило интерактивный обучающий курс по охране труда в целях повышения знаний и навыков рабочего персонала на местах, а также за пределами предприятия. Он включает в себя несколько блоков, состоящих из правил безопасного поведения:
- на рабочих местах;
- в командировках;
- на спортивных мероприятиях;
- на субботниках;
- при угрозе ЧС и военных конфликтах.
Курс предназначен для проведения первичного и повторного инструктажа по охране труда. В обязательном порядке обучение будут проходить новые сотрудники при трудоустройстве и действующие специалисты с периодичностью в полгода.
В курсе АО «Черномортранснефть» подробно рассказано, как действовать при пожаре. Ученик не только изучает теоретическую информацию, но и отвечает на вопросы. Источник
Интерактивный курс АО «Черномортранснефть» разработан с использованием механик геймификации. Персонаж-преподаватель рассказывает о важности соблюдения правил безопасности, делится алгоритмами и схемами действий. Затем он предлагает ученику ответить на вопросы или принять решение в условиях опасности. В курсе также применяются современные ситуационные модели: они визуализируют опасности и показывают пути их решения.
Обучающий курс по работе на высоте и постоянная динамика
Свой интерактивный курс создали и в ООО УК «Металлоинвест». Компания подготовила электронный курс, который учит сотрудников правилам безопасности при проведении работ на высоте. Он разработан на основе механизма геймификации, обучение проводит виртуальный помощник Сергей. В течение обучения персонаж-преподаватель рассказывает о правилах безопасности, демонстрирует памятки в различных форматах: текст, карточки, видео, напоминает о важности их соблюдения и предостерегает от опасных действий.
Курс состоит из трёх блоков:
1. Первый блок рассказывает о том, что такое работа на высоте и о критериях допуска сотрудников.
2. Следующий блок посвящен техническим средствам на высоте. Все учебные материалы иллюстрируют анимационные слайды. После первых двух частей ученику необходимо ответить на вопросы, например, выбрать признаки, при которых нельзя работать на высоте, или найти фото, на котором изображена анкерная защитная линия жёсткого типа.
3. Третий блок — видеоурок по подготовке и использованию защитного снаряжения.
После изучения всех необходимых материалов ученик должен пройти тест. Для успешной сдачи ему нужно набрать 80 баллов из 100.

Информация в курсе изложена доступно и просто, теорию дополняют примеры из реальной жизни. Источник
Разработчикам удалось найти нужный баланс между фото, видео, карточками и анимацией, поэтому ученики легко усваивают знания, которые сохранят им жизнь и здоровье. Механики геймификации и разнообразие форматов донесения информации позволяют работнику удерживать интерес на протяжении всего обучения и не отвлекаться от важной информации. По итогам прохождения курса руководители получают данные о результатах сотрудников — так они могут отследить, готов ли ученики к выполнению работ на высоте.
Онлайн-платформы и онлайн-курсы
Самым распространённым цифровым решением для обучения в любой сфере являются онлайн-курсы и онлайн-платформы. Сфера охраны труда не является исключением, т.к. предполагает изучение большого количества теоретических материалов, разбор законодательных актов и других официальных документов. Если информация будет собрана в коротких видео, а закрепление знаний будет происходить через решение интерактивных тестов, игры и ситуационные кейсы, то эффективность обучения будет выше.
Мультипортальная платформа и организация обучения в глобальной компании
Цифровые инструменты позволяют управлять обучением большого количества сотрудников, что особенно актуально для холдингов и корпораций, которые имеют много дочерний организаций и филиалов в регионах. Например, в составе ПАО «Газпром» есть компания «Газпром ОНУТЦ» — образовательная организация, которая занимается обучением сотрудников во всех структурных подразделениях. Она уже не первый год создавала интерактивные обучающие системы, тренажеры-имитаторы, видеофильмы и онлайн-курсы. Однако компания не имела возможности централизованно передавать всем филиалам и площадкам изменения в учебных материалах и контролировать процесс образования на местах. Для решения проблемы в ПАО «Газпром» решили создать единую онлайн-платформу для управления обучением.
Так появилась мультипортальная платформа дистанционного обучения «СНФПО Онлайн» и одноимённое мобильное приложение. Сегодня она позволяет обучать более чем 470 000 работников и объединяет в себе единый учебный портал и корпоративную библиотеку. Компании удалось не только создать единую площадку, но и интегрировать в нее 31 учебный портал дочерних обществ ПАО «Газпром».
Для обучения сотрудников специалисты «Газпром ОНУТЦ» создали более 150 электронных курсов на различные тематики, а также более 300 ― на основе типовых учебно-методических материалов. При этом одновременно на платформе могут обучаться 3 000 человек.
Мультипортальная платформа дистанционного обучения для работников и мобильное приложение стали обязательными инструментами цифрового обучения. Головной офис размещает обязательные материалы, следит за прогрессом обучения в дочерних организациях. Структурные подразделения проводят вебинары, разрабатывают и проводят дополнительные обучения, если этого требует специфика работы сотрудников. Работники получают доступ к курсам, знакомятся с ними, проходят тестирования и закрепляют изученное. Также платформа и приложение направляют ученикам напоминания о прохождении курсов, рассказывают о новинках и изменениях в уже изученных материалах.

Сотрудники постоянно получают новые курсы по обеспечению безопасных условий труда, ведь добывающая промышленность характеризуется высоким уровнем опасности на рабочих местах. Источник
Интерактивные тесты и цифровой медведь-помощник
Сегодня на рынке представлены и комплексные решения для обучения. Например, сервис для специалистов по охране труда и предприятий «Школа экспертов» помогает СОТам систематизировать задачи и знания. Создатели сервиса учли, что люди по-разному воспринимают информацию, поэтому разработали лекционные материалы в разных форматах: видео, аудио-, текст и их комбинацию. Ученикам остаётся выбрать удобный для себя вариант. Такой подход используют многие онлайн-платформы: он делает обучение более эффективным,поскольку учитывает различные варианты восприятия информации у обучающихся. Грамотный баланс между аудио-, видео-, фото- и текстовыми материалами позволяет лучше запоминать материал.
Обучение в сервисе доступно с любых устройств в формате:
- спецкурсов и инструктажей;
- видеолекций;
- текстов с элементами геймификации;
- тестов и кейсов из реальной практики.
Платформа имеет педагогический дизайн, т.е. курсы спроектированы таким образом, чтобы ученик получал знания в доступной форме и мог их быстро усвоить. Кроме того, проверка знаний на платформе проходит не только в режиме ответа на вопросы, но и в форме игр: например, ученикам предлагают убрать лишние карточки, выбрать нужную картинку и прочее.
Дополнительно сервис предлагает обучающимся онлайн-помощника ― медведя по имени Матвей. Он отвечает на базовые вопросы, обучает пользованию сайтом, настраивает личный кабинет и задаёт вопросы во время тестирования. Решения с цифровым помощником популярны на онлайн-платформах, так как у обучающихся нет фиксированного времени начала занятий или графика проведения лекций. Они могут в любой момент обратиться к помощнику, узнать необходимую информацию и продолжить обучение даже поздним вечером. Также виртуальные помощники часто выступают в роли преподавателя или своеобразного контролёра, их наличие напоминает ученикам о том, что они находятся в процессе обучения, а не просто играют в игру.

В обучении сделан акцент на практику, СОТам предлагают ознакомиться с законодательством и пройти интерактивное тестирование. Источник
В рамках сервиса «Школа экспертов» доступны различные программы для СОТов, сотрудников предприятий и руководителей: инструктажи, безопасные методы и приёмы выполнения работ повышенной опасности, обучение при выполнении газосварочных и электросварочных работы и другие. Доступ к системе предоставляется по подписке на один месяц или год. СОТу открывают доступ в личный кабинет, и он получает возможность пользоваться материалами сервиса. Специалист может контролировать своё обучение и следить за прохождением курсов сотрудниками. Имея личный кабинет и круглосуточный к нему доступ, работникам удобнее управлять своим временем и совмещать обучение с другими задачами.
Свой курс за 5 минут и многообразие форматов
Современные онлайн-платформы позволяют не только обучать сотрудников, но и дают возможность назначать курсы, контролировать результаты и прогресс, автоматизировать процесс образования в организации. Так, онлайн-платформа EcoStandard.soft помогает управлять системой производственной безопасности, в том числе внутренними и внешними обучениями по охране труда, инструктажами и тестированиями, разработанными в соответствии с требованиями законодательства, а также создавать собственные курсы.
Кроме стандартных видеолекций в EcoStandard.soft реализованы:
Анимационные видеоинструктажи. Закадровый голос рассказывает ученикам о правилах безопасности, а анимационные персонажи попадают в различные ситуации и показывают, к чему приводит их несоблюдение. Так работнику проще изучать информацию о правилах, поскольку он наглядно видит последствия. В результате он становится более внимательным к своим действиям.
Видеоинструктажи с участием актёра. Ведущий проводит экскурсию по предприятию, рассказывая о правилах безопасного поведения, а также даёт советы о действиях в потенциально опасной ситуации. Когда сотрудник завершает такое обучение, он начинает обращать внимание на реальные риски, которые его окружают.

При объяснении правил поведения в офисе ведущий проходит по помещению и показывает, какие опасности ждут сотрудника и как их избегать
Инструктажи в формате 360°. Такие курсы помещают сотрудника в рабочую обстановку: при их создании учитывается специфика деятельности и задачи работника, а также используются фото- и видеоматериалы с обзором 360 градусов. Обучаясь, работник на практике отрабатывает потенциально опасные ситуации, его задача ― принять решение и не получить травму.
Линейный послайдовый курс. Обучение с последовательной подачей информации: каждый слайд — отдельный смысловой блок. Теоретическая информация чередуется с практическими упражнениями для закрепления пройденного материала. Постоянное взаимодействие с курсом через тесты и упражнения позволяет удерживать внимание, а обратная связь — проверить, правильно ли учащийся понял теоретическую информацию.
Сюжетный курс. Знакомство с правилами безопасности происходит через истории с проработанными героями и элементами сторителлинга. Учащийся выполняет задания, в которых каждое решение приводит к разным последствиям — плохим или хорошим. Такой формат позволяет максимально погрузить сотрудника в близкую к реальности обстановку, чтобы в похожей ситуации на рабочем месте он точно знал, как нужно действовать.

На платформе СОТ пройдет тестирование, сможет стать участником проверки и освежит в памяти знания законодательства
С помощью специального конструктора учебных материалов платформы СОТ может не только выбирать необходимую информацию, но и загружать дополнительные документы, создавая собственный курс. Это займёт 5 минут, а помощь IT-специалиста или программиста не понадобится. Платформа позволяет загружать документы в форматах Word, PDF, SCORM, MP4 и т.д. Курс можно назначить сотрудникам, а также изменять его: удалять или добавлять материалы. Кроме того, чтобы было проще работать с протоколами и кадровыми изменениями, сервис имеет интеграцию с Минтрудом. Это помогает наладить обмен информацией и загружать данные о работниках одним нажатием — так экономятся время и ресурсы СОТа.
VR-технологии
Если сотрудник работает на высокотехнологичном или опасном производстве, то проведение инструктажа по охране труда усложняется: далеко не все действия легко описать на бумаге или объяснить сотрудникам устно. Практическая отработка в таких случаях намного эффективнее, но допускать новых работников сразу к рабочим процессам опасно. Именно для этих целей сегодня используются VR-тренажёры. Они позволяют смоделировать различные ситуации и отработать алгоритмы поведения в экстренных и чрезвычайных ситуациях, что снижает травматизм в будущем.
Главным преимуществом такого варианта обучения является его интерактивность. Сотрудник получает возможность прожить ситуацию в реальном времени, принять решение, успешно справиться с заданием или увидеть последствия своей ошибки. Чаще всего VR используют для обучения по охране труда, инструктажей по пожарной безопасности и электробезопасности, знакомства с профессией и отработки действий в экстренных ситуациях.
Тем не менее, не всем компаниям имеет смысл использовать VR-технологии для обучения. Главная причина ― это стоимость оборудования. Поэтому такие технологии чаще применяются на опасных производствах и предприятиях со сложными участками, где высок риск получения серьёзной травмы. К тому же, если нужно обучить большое количество сотрудников, то целесообразнее использовать компьютерную игру или онлайн-платформу.
Воссоздание цехов и отработка действий до автоматизма
Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) использует VR-технологии в обучении сотрудников с 2020 г. Сегодня компания имеет два варианта использования тренажёров:
1. работники проходят обучение с помощью VR-шлема и контроллеров;
2. обучение организовано через приложение на компьютере посредством клавиатуры и мышки.
Перед внедрением VR-технологии в обучение сотрудников комбинат произвёл лазерное сканирование помещение цехов и оборудования. На основе полученных данных были воссозданы 4 производственных объекта предприятия, для которых разработаны программные комплексы:
- центральная электростанция (ЦЭС);
- электросталеплавильный цех (ЭСПЦ);
- кислородно-конверторный цех (ККЦ);
- коксовый цех (КЦ).
Работники ЦЭС на VR-тренажере смогут отработать действия при разрыве газопровода доменного газа. Второй симулятор направлен на проработку операций в КЦ при выдаче кокса на пути тушильного вагона и электровоза. Третий тренажер имитирует ситуацию, при которой в ЭСПЦ происходит уход жидкого металла из печи. Четвертый цифровой симулятор моделирует прорыв корочки слитка под кристаллизатором на машине непрерывного литья заготовок в ККЦ.
Тренажёры работают в двух режимах ― обучение и сдача экзамена. В первом случае работники видят подсказки, во втором ― действуют на основе знаний инструкций по ликвидации последствий аварий.
Использование VR-тренажёров обеспечивает лучшее усвоение материала, а также снижает риск производственных травм.

Сотрудники ММК сначала изучают теорию, правила и инструкции, отрабатывают свои действия на VR-тренажёрах, а затем сдают экзамен. Эти результаты учитываются при допуске их к работе. Источник
Перемещение в любую часть электроустановки из учебного класса и разные уровни тренировок
VR-технологии активно используются и в обучении сотрудников нефтегазовой отрасли. Например, Комсомольский НПЗ в 2024 г. внедрил программу для подготовки специалистов к безопасной работе с электрооборудованием. Цифровая система эксплуатировалась в течение года в тестовом режиме.
Разработчики в мельчайших деталях воссоздали две электроустановки завода. С помощью VR-шлема сотрудник может переместиться в любую часть установки и с помощью джойстиков выполнить необходимые операции. Персонал отрабатывает свои действия до автоматизма, модель, используемая при обучении, не допускает отклонения от реального технологического режима работы оборудования.
Программы тренировок отличаются по уровню сложности ― для проходящих стажировку и получающих повышение квалификации. Для каждого сотрудника формат подбирается индивидуально.
VR-тренажёры были внедрены для того, чтобы работники могли отрабатывать на практике свои действия и минимизировать количество несчастных случаев и уровень травматизма. В 2025 году в программу планируют добавить остальные электроустановки завода.

Сотрудники завода могут тренироваться индивидуально, в парах или в присутствии наставника. Источник
Компьютерные игры
Цифровые решения в формате игр стимулируют сотрудников улучшать свои результаты, а также поддерживают интерес к поднимаемым темам, ведь от корректного решения задачи или действий персонажа зависит дальнейшее продвижение в игровом пространстве. Игры не заменят теорию и практику, но помогут сотрудникам выработать нейронные связи для осуществления правильного выбора в реальности.
Игровые решения хорошо работают там, где к изучению правил безопасности относятся слишком формально, либо в сферах, где неправильные действия могут повлечь серьёзные травмы или летальный исход. Они с удовольствием пройдут уровни, а параллельно изучат правила безопасности в офисе. К примеру, опытным электромонтёрам, которые хорошо знают свою работу, но легкомысленно относятся к изучению инструкций, лучше увидеть, как персонаж получает удар током в игре после его неправильных ответов. Такое обучение для них будет более эффективным, чем просмотр видеолекций и последующие тестирования.
Подобные цифровые решения нужно использовать аккуратно: соревновательное поведение, навязанное компьютерной игрой, может отвлечь учеников от сути образовательного процесса. Игры желательно комбинировать с более традиционными формами обучения.
Инструктаж в онлайн-игре и компьютерная игра в корпоративном стиле
Сегодня на рынке подобные решения для различных компаний создаёт, например, организация «2NOVA». Один из готовых вариантов ― онлайн-игра «Охрана труда и безопасность». Она демонстрирует возможные риски и реальные ситуации, с которыми могут столкнуться сотрудники. Игра создана с помощью облачной технологии, поэтому сотрудник сможет открыть её в браузере. Далее он выбирает, где он находится: в офисе, на производстве или на складе. Персонажи игры выполняют свои рабочие задачи и не обращают внимания на происходящее вокруг, задача обучающегося ― выявить опасности за ограниченное время и ответить на тестовые вопросы.
Ученики могут пользоваться игрой в любое время и неограниченное количество раз, правильные ответы они увидят после того, как выполнят все задания. Работодатель получит доступ к статистике и отследит, насколько успешно сотрудники освоили правила безопаности.

Так как игра создана с помощью облачной технологии, сотрудник сможет запустить её самостоятельно, помощь программиста не потребуется. Источник
Также компания «2NOVA» создаёт игры специально под нужды организации, делая акцент на корпоративном стиле, особенностях производства, опыте сотрудников. Для этого используются следующие цифровые механики:
- интерактивные симуляторы, моделирующие рабочую среду и ситуации, связанные с безопасностью;
- ролевые игры, где участники принимают на себя роли различных персонажей и решают задачи безопасности;
- квесты или головоломки, требующие от сотрудников применения правил безопасности для прохождения.
Такие цифровые решения помогают повысить вовлечённость работников в процессы безопасности и осведомлённость о последствиях опасных действий. Они развивают практические навыки безопасного труда, прорабатываю те ситуации, с которыми в реальной работе человек ещё не сталкивался. Сотрудник получает возможность увидеть, к чему приведут его некорректные действия и нарушение правил безопасности. Это повышает его ответственность.

Если сотрудник ошибётся, то игра предложит обучающие видео и возможности пройти тестирование заново. Источник